Воскресенье, 19.05.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Современные подходы к формированию нравственно-эстетической и физической культуры

УДК 37.03

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Л. А Коссова, преподаватель,

Мценский филиал ОГУ им. И. С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: ryjgjxrf13@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений необходимо поднимать общий уровень культуры, уровень эстетических понятий, представлений, эстетических потребностей и интересов для успешного развития общества.

Будущий интеллектуальный багаж любой страны в своей основе определяется уровнем образования и воспитанности сегодняшней молодёжи. Причём определяющим станет не система полученных знаний, а мировоззрение человека, формирующееся в первую очередь в семье, социальной среде, образовательно-воспитательных учреждениях. Нравственное воспитание – ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Воспитание подрастающих поколений всегда являлось важнейшей из общественных задач, но эта вечная проблема особенно остро встаёт в переходные периоды общества, когда новые условия резко меняют требования к человеку со стороны общества. Главная особенность современной социально-педагогической ситуации заключается в демократических преобразованиях и изменениях, которые происходят в процессе реформирования системы образования.

Культура любой общественно-экономической формации, общества на данном этапе его исторического развития включает в себя определенный уровень и характер материального и духовного производства, всю совокупность материальных и духовных ценностей, их распространение в обществе и умение людей активно, творчески развивать и применять данные ценности в разнообразной практической деятельности по преобразованию общества и природы. И здесь необходимо подчеркнуть отличительные особенности материальной и духовной культуры общества.

Материальная культура всегда связана со способом производства материальных благ, который присущ конкретной общественно-экономической формации, а поэтому в первую очередь характеризуется уровнем развития материального производства, производительных сил и характером производственных отношений.

В духовную культуру включается вся совокупность духовных ценностей, т.е. продукты духовной деятельности людей (политические и правовые теории, нравственность, искусство, наука и т.д.), необходимые для удовлетворения разнообразных духовных потребностей данного общества, их распространение в обществе и умение людей применять и развивать эти ценности. Составными частями духовной культуры являются: во-первых, уровень развития и распространения в обществе политической и правовой идеологии, морали, искусства и науки, материальной базой которых служит деятельность различных учреждений культуры (учебных заведений, радио, телевидения, издательств, библиотек, кинотеатров, научно-исследовательских институтов); во-вторых, умение вырабатывать, применять и развивать формы и методы руководства многообразными социальными процессами (государством, общественными организациями, экономикой, искусством, наукой, политическим, нравственным и эстетическим воспитанием, научно-техническим образованием), умение использовать научные знания в практической деятельности.

Установление зависимости эстетической культуры личности от приобщения ее к основным эстетически оформленным материальным и духовным ценностям (орудиям труда, предметам быта, произведениям искусства), их созданию, потреблению и распространению, а также к культурному наследию прошлого является отправным положением в исследовании интересующих нас вопросов: 1) факторы (объективные или субъективные), которыми обусловлена мера (т.е. качественная и количественная характеристика) приобщения конкретной личности к основным материальным и духовным ценностям; 2) возможности целенаправленного формирования эстетической культуры личности в современном обществе; 3) особенности проявления эстетической культуры личности в различных сферах жизнедеятельности; 4) критерии культурной развитости личности. Выяснение этих вопросов позволит охватить круг явлений, обозначенный понятием "эстетическая культура личности", выявить те стороны, грани и свойства личности, которые определяют ее культуру, поставить вопрос о критериях культурной развитости человека и подойти к определению понятия "эстетическая культура личности".

Объективными предпосылками формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению и распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека. Для того, чтобы иметь возможность приобщиться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес.

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ жизни и стиль поведения.

Условием эстетического воспитания является необходимость совершенствования воспитания и образования вообще. Цель и задачи эстетического воспитания осуществляются в различных сферах воспитания (детский сад, семья, школа, трудовой коллектив, улица и пр). Процесс эстетического воспитания включает в себя: организацию восприятия, ознакомление людей с эстетическими явлениями и искусством; объяснение воспринятого, организацию художественного творчества, художественной практической деятельности. При этом эстетическое воспитание предполагает применение всех этих форм к различным этапам и сферам процессов воспитания, в соответствии с возрастными особенностями людей, а следовательно, их жизненным опытом и практикой.

В разное время и в разных странах были проведены педагогические и социологические исследования с целью выяснения влияния занятий спортом, спортивных (в том числе олимпийских) соревнований на нравственное поведение детей и молодежи. Все они приводят к одному общему выводу: активные и регулярные занятия спортом, спортивные (в том числе олимпийские) соревнования, как правило, не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте.

С учетом этой ситуации, а также новых условий социально -экономического и культурного развития нашей страны в вузах ведется интенсивный поиск новых направлений физкультурно-спортивной работы, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить весь комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движением России в настоящее время. К числу таких направлений относится спортивно-гуманистическое воспитание студентов - педагогическая деятельность по формированию у студентов когнитивного, эмоционально-ценностного и нормативно -поведенческого отношения к спорту, соответствующего идеалам и ценностям гуманизма. Конкретными показателями такого отношения являются: 1) понимание социокультурного значения спортивной деятельности, знание тех гуманистических идеалов и ценностей, связанных с нормами здорового образа жизни, нравственной, эстетической, физической культуры, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта; 2) декларативная (провозглашаемая) и реальная (в поведении) ориентации на эти идеалы и ценности (интерес к ним, стремление их реализовать, адекватные эмоциональные реакции и т.п.).

В теории и практике спортивно-гуманистического воспитания студентов наиболее широко распространена та его разновидность, которую чаще всего называют "олимпийским образованием ". В качестве основных средств спортивно-гуманистического воспитания здесь используются различные формы информационной деятельности по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, а также спорт в его олимпийской интерпретации - олимпийские соревнования, ритуалы и традиции.

Вторая разновидность спортивно-гуманистического воспитания студентов основана на идеях гуманистического проекта "СпАрт" (автор - В.И. Столяров). В основе этого варианта спортивно-гуманистического воспитания лежит положение о том, что путем лишь просветительской работы, с помощью одних только лозунгов и призывов, а также на основе олимпийской модели организации спортивных соревнований невозможно решить проблему приобщения подрастающего поколения к гуманистическим идеалам и ценностям.

Существует огромное число факторов, влияющих на формирование нравственно-эстетической и физической культуры современной молодежи. Поэтому в воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (ВУЗ, семья, учреждения дополнительного образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального и физического развития, нравственного воспитания и самовоспитания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акутина С. П. Социально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 1-4.
  2. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
  3. Коваль, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 309 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика