Воскресенье, 19.05.2024, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Роль педагогических технологий в учебном процессе спо

УДК 377

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПО

 

В.Г. Ветров, преподаватель,

факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел,

e-mail: fspo-gend@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены аспекты применения  педагогических  технологий в образовательном процессе СПО

Педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основные характеристики современных педагогических технологий: соотнесенность с определенным временным циклом; наличие четких критериев оценки результата; обязательность итоговой рефлексии обучающихся и преподавателя.

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Любой педагог-преподаватель образовательного учреждения обладает набором, присущих только ему, средств и методов, а также набором общеизвестных средств и методов взаимодействия с обучаемыми с  целью достижения  планируемого образовательного результата.

Образовательный процесс осуществляется с определённой заранее целью, например, образовательный процесс по технологии машиностроения имеет конечную цель, в системе среднего профессионального образования  ,получение техника- технолога машиностроительного производства, обладающего общими и  профессиональными компетенциями. Для достижения данной поставленной цели образовательный процесс оснащается соответствующими кабинетами и лабораториями, необходимой научно-технической литературой и другим учебным материалом, научными и преподавательскими кадрами. Учебный материал, учебная литература и оборудование кабинетов и мастерских должны соответствовать современным достижениям науки и техники.

Педагогические методы и технологии, используемые в системе среднего профессионального образования, должны применять педагогический опыт отечественного и зарубежного образования .Несомненно, большое влияние на качество  образовательного процесса оказывают личностные качества преподавателя. Педагогический такт — чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт является одной из форм реализации педагогической этики. Справедливость, выдержка и самообладание, уважительное отношение преподавателя к обучаемому способствует наиболее полному  приобретению, освоению и закреплению необходимых современному специалисту образовательных компетенций. Уважая личность, ей предъявляют более высокие и возвышенные требования, которые способны выводить личность на более высокий уровень собственного развития и самореализации.) восприятие учебного материала;

б) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

в) запоминание и сохранение в памяти;

г) применение усвоенного в практической деятельности.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

а) формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

б) подача учебного материала в определенной последовательности;

в) демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

г) применение знаний на практик

Важнейшей чертой современной образовательной технологии является получение ожидаемого результата деятельности. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.Оснащение образовательного процесса современными образовательными и информационными технологиям и позволяетт преподавателю обеспечивать глубину и прочность знаний, закреплять умения и навыки в профессиональной деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать соблюдение технологической дисциплины в организации учебных занятий. Основной целью образования  становится не изучение учебных дисциплин, а  развитие мышления и деятельности. Молодой специалиств  период обучения должен быть вовлечён в выполнение работ по новым технологиям и учить его самостоятельно принимать управленческие решения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Преимущества применения образовательных технологий в СПО позволяют преподавателю становиться консультантом, а обучаемым обеспечивается самостоятельность в  освоении учебного материала и использования собственного мышления.Таким образом, образовательные технологии позволяют индивидуализировать учебную деятельность обучаемых. Применение образовательных технологий помогает научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. Педагог в современной системе СПО обязан внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии. Педагог может достичь хороших успехов в обучении только путем повышения интереса к изучению предмета.

Самостоятельное овладение студентами знаниям  и умениями в процессе познавательной деятельности достигается применением приемов, способствующих побуждению учащихся к практической и мыслительной деятельности; формированию и развитию познавательных интересов и способностей; развитию творческого мышления. общения на занятии реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению. Для достижения этих целей широко используются современные образовательные технологии: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного обучения; игровые технологии; технология проблемного и исследовательского обучения; технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; педагогика сотрудничества обучения и проектирующая педагогические процессы.

 Педагогическая технология исследует рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Обучаемый должен быть активным соучастником учебного процесса. Обучаемый в результате учебной деятельности, в этом  случае самостоятельно приходит к каким-либо выводам, сам для себя добывая знания. Развитию познавательных и творческих интересов у обучаемых способствуют различные виды педагогических технологий. Инновационные педагогические технологии повышают интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивают глубокое и прочное усвоение знаний, развивают мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду, а также активизируют преимущественно репродуктивную деятельность обучаемых. Система образования СПО на современном этапе позволяет преподавателю выбирать из широкого перечня инновационных методик наиболее подходящую для достижения необходимого  результата образовательной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова, Н. В. Образовательные технологии, как объект педагогического выбора: учеб.пособие / Н. В. Борисова. — М.: ИЦПКПС, 2000. — 146 с.

2. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.

Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 1215 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика