Воскресенье, 19.05.2024, 19:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Развитие метанавыков студентов среднего профессионального образования

УДК 378

РАЗВИТИЕ МЕТАНАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Махова, Н.Н. Мозгунова , преподаватели,

Мценский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Мценск,

e-mail: sv_gasanova@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрена необходимость перехода от традиционной системы обучения в среднем профессиональном образовании, когда приоритетным являлось получение базовых знаний к новым технологиям обучения, где на первый план выходят освоенные метанавыки - то, что помогает добиваться целей, налаживать связи, управлять временем, креативно мыслить, быть гибким, учиться и развиваться.

В настоящее время требования реальности приводят к необходимости полного переосмысления взглядов на современное обучение: сегодняшнему студенту требуется изучить не только профессиональные дисциплины, но и многое из того, чему раньше не уделялось достаточного внимания: сотрудничеству в коллективе, взаимодействию, умению постоянно учиться, работе в команде, принятию взвешенных коллективных решений, умению быстро устанавливать контакты и вести переговоры, презентовать себя и формировать свой деловой имидж, быстро адаптироваться соответствии с изменяющимися условиями, взгляду на сложную ситуацию под различными углами, чтобы заметить скрытые взаимосвязи и неожиданные возможности.

Эксперт Global Education Futures Иван Ниненко уверен, что сегодня людям нужно быстро меняться и понимать, чего они хотят: «Если выбирать профессию по востребованности, то придётся постоянно переучиваться. Отсутствие целеполагания приведет к ситуации, непродуктивной для обучения. Нет конкретных профессий будущего, которым надо учить. Необходимо менять сам подход к обучению, в том числе для профессий, которые казались очень понятными в предыдущем укладе. Сам подход к обучению требует трансформации».

Новые требования к навыкам будут учитываться при разработке новых компетенций WorldSkills, которые будут готовить кадры для новой экономики. Они объединены в блок FutureSkills. В исследовании и разработке компетенций примут участие российские вузы.

Кроме профессиональных навыков и коммуникативных способностей работодатели в настоящий момент высоко ценят медиаграмотность, эмоциональный интеллект и способность к удержанию внимания. Чтобы быть востребованным на рынке труда, важно освоить такие навыки, как цифровая грамотность и гигиена, экологическое мышление, способность к сотрудничеству и совместной работе.

Таким образом, сейчас речь идет не столько о базовых навыках, на первый план выходят так называемые метанавыки.

В современных, быстро изменяющихся условиях выражение «знание – сила» уже не актуально. Если в прошлом человек-энциклопедия добивался успеха в жизни только лишь благодаря знаниям, то теперь высокая эрудированность не является востребованной на рынке труда, т.к. в сети Internet  можно за считанные мгновения проверить ту или иную информацию. На первый план выходят метанавыки — то, что помогает добиваться целей, налаживать связи, управлять временем, креативно мыслить, быть гибким, учиться и развиваться.

К метанавыкам относятся осознанность, жизнестойкость, креативность, решительность, сострадание и стремление к постоянному развитию: «Невероятно важен навык управления вниманием. Мы все постоянно отвлекаемся. Это кажется мелочью, но именно из таких мелочей связывается успех молодых людей».

«Кросс-контекстные навыки — например, организация своего времени, — кажутся менее важными, но на самом деле они в значительной мере влияют на результат работы. Ядро личности составляют экзистенциальные навыки — meta-skills. Они связаны с глубинными основаниями наших поступков и отношением к делу».

«Модель «твердых» и «мягких» навыков устарела. Говоря о hard skills — в течение жизни мы вынуждены их постоянно менять. И поколению наших детей придётся менять их еще чаще — невозможно освоить одну профессию на 30 лет», — сказала официальный делегат от России в WorldSkills International Екатерина Лошкарева.

Метанавыки являются основным инструментом генеративного обучения. Особенностью генеративного обучения выступает то, что при оценивании результатов, акцент делается на том, как обучающийся может применить полученные знания, а не на том, как хорошо полученные знания соответствуют существующим стандартам, установленным другими"

Освоенные метанавыки позволяют обучающимся коллективно управлять своими базовыми навыками в условиях, связанных с риском и неоределенностью. Метанавыки, как правило, не имеют отношения к профессиональной специализации, но они позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать и применять имеющиеся у них знания в изменившихся обстоятельствах действительности.

Нельзя не отметить, что базовые знания и умения, получаемые специалистами в процессе сегодняшнего образования, с одной стороны, не соответствуют новым требованиям и подходам, а с другой – в значительной степени устаревают за то время, пока специалисты начинают работать самостоятельно, особенно в бизнес-компаниях. Кроме того, выпускники учебных заведений не подготовлены к работе в условиях неопределенности, хаоса и кризиса, они психологически не готовы к переменам, многие из них не умеют учиться. Все это говорит о том, что система традиционной подготовки специалистов сегодня неадекватна потребностям практики, она завершает цикл развития, который основан на концепции общей теории «педагогических систем» и вступает в инновационный цикл научно-образовательного, познавательно-исследовательского и проективного, адаптивного (а не «научно-педагогического» становления).

Метанавыки призваны обеспечить следующие три способности:

– повышенную адаптивность индивидуальных и групповых навыков;

– повышенную предрасположенность к автономному принятию решений;

– эмоциональную предрасположенность к работе в условиях перемен;

Новизна ситуации состоит в том, что метанавыки развиваются только при использовании интенсивных технологий обучения и способствовать формированию метанавыков должны все преподаватели – преподаватели самых разных дисциплин системы среднего профессионального образования.

Используя на разных курсах упражнения, игры и задания в командном режиме, каждый преподаватель вносит свой вклад в развитие метакомпетентностей ученика и его готовности к практической работе в новых условиях. Хорошо известно, что при интерактивном взаимодействии даже самые застенчивые и робкие обучаемые, избегающие любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками игр и упражнений и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой.

Развитые метанавыки выпускников СПО – это их конкурентное преимущество на современном рынке труда,  возможность быть на шаг впереди других за счет особых личных способностей – , адаптивности к изменяющимся реалиям, гибкости, осознанности, способности мыслить объемно, выходя за рамки алгоритмов и действовать на более высоком уровне мастерства.

 

Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 531 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика