УДК 377.112.4
профессиональная МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ как способ улучшения качества образования
О.Н. Ветрова, преподаватель кафедры экономики, легкой и пищевой промышленности факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
e-mail: vetrovaolga7@rambler.ru,
Е.Н. Демина, канд.техн.наук, доцент кафедры технологии продуктов питания и организации ресторанного дела,
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева»,г. орел
e-mail: deminakate@rambler.ru
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы профессиональной мотивации студентов в условиях получения среднего профессионального образования по направлению «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий».
Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых значимым является профессиональная мотивация. Она определяет не только успеваемость студентов, но положительное отношение и успешность в будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация представляет собой систему конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Если студент правильно оценивает профессию, считает ее достойной и значимой для общества, то это влияет на процесс обучения.
В настоящее время в системе высшего и среднего образования большое внимание уделяется формированию и развитию профессиональной мотивации. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда [5]. Молодые люди, вступающие на рынок труда после получения образования, ориентированы на поведение, базирующееся на потребительских запросах. Мотивационной доминантой в профессиональной деятельности остаётся материальная составляющая: высокая зарплата, дополнительные доходы, гарантия выгодного трудоустройства [3].
Исследования проблемы профессиональной мотивации учащихся показали, что она определяется рядом специфических факторов:
- образовательной системой, образовательным учреждением;
- организацией образовательного процесса;
- особенностями обучающегося;
- особенностями преподавателя и его отношением к учащемуся, к делу;
- спецификой дисциплины, профессионального модуля [1].
По материалам различных экспериментов, проведенных среди обучающихся средних профессиональных заведений, известно, что студенты первого курса больше всего довольны избранной профессией. Это связано с идеальными представлениями первокурсников о будущей профессии. В тоже время профессиональная мотивация возрастает к старшим курсам, так как связана с конечными целями обучения (получение диплома) и является внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности.
Учащиеся профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Для повышения профессиональной мотивации студента необходимо обязательно включать его в практическую деятельность, приближенную к реальной трудовой обстановке, позволяющую оценить результат собственных действий, что дает ему возможность осознать и осмыслить уровень своей теоретической подготовленности [5].
На факультете среднего профессионального образования ОГУ им. И.С. Тургенева для студентов специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» решению поставленной задачи способствует организация производственной практики на ведущих предприятиях Орловской области: «ОАО Орловский хлебокомбинат», ТД «Посольство Вкусной Еды», «Орловская кондитерская фабрика». Учебная, производственная и преддипломная практики непосредственно ориентированы на профессионально-практическую подготовку обучающихся [2]. Студенты видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике и хорошо зарекомендовать себя для будущего трудоустройства.
Также повышению профессиональной мотивации обучающихся способствует участие в конкурсах профессионального мастерства и профориентационных мероприятиях. Они позволяют студентам испытывать эмоциональные переживания успеха или неудачи, проявлять инициативу и самостоятельность, планировать деятельность, работать в коллективе. Получив грамоту за участие в «Чемпионате сдобных пирогов» или представляя приготовленные продукты на дне открытых дверей, студенты специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» испытывают гордость за выбранную профессию, ответственность, а также развивают навыки самопрезентации.
Введение элементов стандартов Worldskills Russia в процесс освоения профессиональных дисциплин за счет включения наряду с обучающими соревновательные компоненты позволяет повысить интерес обучающихся к обучению, повысить практические навыки, что в дальнейшем положительно влияет на интеграцию их в условия реального промышленного производства, сокращает период адаптации с обучения на выполнение профессиональной деятельности при трудоустройстве [2].
Большое влияние на развитие интереса к профессиональной деятельности оказывают экскурсии на хлебокомбинаты, кондитерские фабрики и макаронные предприятия, в том числе в других областях (АО «Конти-РУС», г. Курск, «Нива Черноземья», г. Железногорск). Целью проведения данных мероприятий является изучение опыта организации труда, ознакомление с современным оборудованием, развитие позитивных эмоций и любознательности, общение с профессионалами данной сферы деятельности.
При подборе объекта показа преподаватель специальных дисциплин ориентируется на его познавательную ценность для обучающихся, внешнюю выразительность, транспортную доступность. По окончании экскурсии проводится итоговая беседа, в ходе которой преподаватель обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает в общую систему изученного по теме, разделу, рекомендует прочитать дополнительную литературу [6].
Исследователями установлена положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Студенты с высоким уровнем мотивации направлены на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание. Низкий уровень мотивации способствует индифферентному отношению к процессу обучения [4]. Положительная мотивация студентов к обучению, способствующая обеспечению успешного овладения умениями и навыками, может выступать в роли компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Отсутствие учебного мотива у обучающегося или его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учебе [3].
Задача преподавателя специальных дисциплин состоит в том, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но открыть для него возможности практического использования знаний. С этой целью для студентов проводятся открытые мероприятия в рамках профессиональных дисциплин, например «Новогодняя выпечка народов мира», в процессе подготовки к которым студенты работают в микрогруппах и мотивированы на получение высокого результата.
Кроме того целесообразно проведение интегрированных уроков, на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. По данным многих исследователей студенты плохо представляют себе значение общеобразовательных дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности, поэтому имеют слабую мотивацию для их изучения. Проведение конкурсов и викторин по таким предметам, как «Органическая химия» формирует межпредметные связи с дисциплинами «Общая технология отрасли» и «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий».
Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности – это введение рейтинговой системы оценки. При этом знания, полученные в результате освоения специальных дисциплин в течение всего периода обучения, оцениваются в баллах за разные виды успешно выполненных работ (аудиторные, практические, творческие проекты). В итоге обучающийся мотивирован на получение максимального количества баллов на зачете или экзамене по предмету и с большей ответственностью относится к учебному процессу [5].
Таким образом, для повышения профессиональной мотивации в среднем профессиональном образовании необходимо максимально развивать способности обучающихся. С помощью использования активных методов обучения развивать познавательную и творческую деятельность студентов. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то задача преподавателя специальных дисциплин заключается в целенаправленном формировании устойчивой системы мотивов деятельности, помощи будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакшаева, Н.А. Профессионально-ориентированная мотивация студентов как способ активизации обучения / Н.А. Бакшаева, А.А Вербицкий. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.: Логос, 2006.-184с.
2. Березина, Н.А. Особенности реализации многоуровневого профессионального образования по направлению «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий / Н.А. Березина, Е.Н. Демина, О.Н. Ветрова //Высшее техническое образование: проблемы и пути развития: материалы IX Международной науч.-метод. конференции (Минск, 1-2 ноября 2018 года) /редкол.: В.А. Богуш [и др.]. –Минск: БГУИР, 2018. – с.47-49
3. Каримова, З.А. Учебная мотивация и пути ее формирование // Среднее профессиональное образование. Приложение. – Москва, 2018. № 1. – с. 117 - 120
4. Лисовец, Н.М. Профессиональная мотивация студентов как способ активации обучения [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// http://открытыйурок.рф/статьи/598947/
5. Мормужева, Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — с. 160-163
6. Широбокова, Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. Приложение. – Москва, 2018.№2. – с.131-142. |