Воскресенье, 19.05.2024, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Применение современных педагогических методов и технологий на уроках иностранного языка в системе профессионального образования

УДК 378.147

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Г.В. Никищенкова, преподаватель, канд.филос.наук,

факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел,

e-mail: fspo-gend@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, используемые в процессе формирования языковой компетенции на уроках иностранного языка у студентов среднего профессионального образования.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении современных педагогических технологий в системе профессионального образования. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам в учебных заведениях среднего профессионального образования является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранными языками.

В настоящее время технологии обучения направлены на формирование у будущего специалиста способностей осуществлять различного вида деятельности. В частности стали интенсивно внедрятся в учебный процесс такие современные педагогические технологии, как использование ресурсов и услуг Интернета, обучающих видео программ и т.д.

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение студентов в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения [1].

Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых студенты самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, так как знания, полученные в готовом виде, очень часто не остаются в памяти, минуя их осознание и осмысление [2].

С помощью сети Интернет можно обмениваться опытом, прививать интерес студентов к области, в которой они специализируются, создать подлинную языковую среду, опираясь на оригинальные источники, отражающие новейшие достижения. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. Интернет готовит будущих специалистов не только понимать содержание технических текстов, но и критически относиться к информации, содержащейся в иностранных источниках. Современные неадаптированные тексты последних достижений научно-технического прогресса, исследования студентов различных технологических университетов по своей специальности призывают к анализу и обсуждению их на языке оригинала.

Будущий специалист должен быть достаточно подготовлен для выполнения всех видов работ по информационному поиску и информационному обеспечению научных исследований, а также для самостоятельной работы с неадаптированным научным текстом любого уровня сложности. Использование метода проектов на уроках английского языка является необходимым условием для развития познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проект может раскрывать одну из актуальных проблем научной, политической, культурной, правовой, социальной жизни человека. Мы считаем допустимым и даже желательным гибкий подход к выбору тематики текстового материала, которая может определяться по согласованию с группой студентов. Примерная тематика проектов для студентов 1-4 курсов среднего профессионального образования может быть следующая: «На международной специализированной выставке (представление продукции, переговоры с потенциальными клиентами)», «Интервью корреспондента с работниками предприятия (представление, описание личных и профессиональных качеств)», «Биография известных ученых и изобретения Великобритании, Америки, России», «Типы предприятий», «Предприятие, на котором я бы хотел работать», «Робототехника», «Инструменты», «Автоматизированные технические системы», «Соблюдение техники безопасности на орловских предприятиях», «Переработка отходов», «Современные средства передачи информации», «Роль современных компьютерных технологий в промышленности», «Системы на базе электроники, механики и программирования», «Электропитание роботов», «Домашние роботы», «Моя специальность», «Вывод на рынок нового продукта: его описание, характеристики (спецификация), достоинства, процесс производства, инструкция по эксплуатации». Проектная работа включает не только сбор и обобщение информации по рассматриваемой теме, но и самостоятельное исследование, практическую часть, авторское видение проблемы. Результатом проектной деятельности может быть любая письменная работа, художественная творческая работа, материальный объект, макет, модель, отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. При разработке проекта чаще всего используется метод обучения в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов студентов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Каждый студент учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» студенты затрачивают одинаковые усилия для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Если оцениваются усилия студентов, которые они затрачивают в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация [3].

В настоящее время современный урок невозможно представить без применения образовательных технологий. Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. Интернет-ресурсы позволяют сделать процесс обучения более интересным, учитывая при этом индивидуальные особенности. Дифференцированный подход предполагает усиливающуюся дифференциацию методов, приемов и содержания обучения, в зависимости от целей и планируемых уровней владения языком, от особенностей контингента учащихся и условий обучения. При использовании информационных ресурсов и услуг Интернета возникают дополнительные возможности поиска новой информации  с учётом способностей студентов, их интересов, уровня обученности и т.д. Практическое использование компьютерных технологий предполагает новый вид познавательной активности студентов, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Внедрение таких технологий способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2007. – №8. – С. 18–21.

2. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. – 160 с.

3. Эрданова С.А. Использование метода обучения в сотрудничестве на занятиях иностранного языка // Academy. – Том 1. – 2017. – №6 (21). – С. 72–73.

Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика