УДК 37.01
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ЗАДАНИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
В.И. Брусова, преподаватель, канд.техн.наук, доцент,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны,
e-mail: v.brusova@yandex.ru
Аннотация. Рассматривается применение кейс-заданий при изучении математических дисциплин.
При проведении занятий преподаватель, формулируя цели и задачи, предлагая способы их достижения, стремится лучше узнать и понять каждого обучающегося, обеспечивая принятие и понимание ими поставленных задач. Необходимо вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач аудиторного занятия, учитывая индивидуальные, возрастные особенности обучающихся при определении готовности студентов к усвоению материала.
При подготовке к занятиям преподаватель ориентируется на уровень подготовки студентов, наличие студентов с высокой и низкой учебной мотивацией. Педагог решает заявленные педагогические задачи, используя активные, интерактивные, личностно-ориентированные методы обучения, кейс-задания с практическим содержанием, которые позволяют достигать необходимого уровня принятия целей обучающимися.
В [1] рассматривались дидактические требования к основным этапам занятия, способствующие повышению уровня учебной мотивации.
В рамках реализации компетентностного подхода предусматривается использование при проведении аудиторных занятий кейс-заданий, являющихся одним из факторов повышения уровня учебной мотивации студентов.
Кейс-метод нередко называют методом анализа конкретных ситуаций. Суть этого метода достаточно проста: в организации образовательного процесса используется подробное описание какой-либо реальной ситуации, содержащей практическую проблему. Обучающимся нужно проанализировать эту ситуацию, найти возможный вариант решения обозначенной проблемы, определить совокупность знаний и умений, необходимых для решения данной проблемы и выполнить действия по ее решению. Ситуация в представленном кейсе может быть представлена описанием, следовательно, от обучающихся в первую очередь требуется глубокое понимание ее сути, творческие и исследовательские способности для определения путей решения проблемы. При этом поставленная проблема может не иметь однозначного решения. [2]
В работе над кейсами выделяют следующие этапы:
‒ анализ представленной ситуации;
‒ определение методов решения;
‒ принятие решения по выбранному методу и определение теоретического инструментария;
‒ описание задачи на математическом языке (построение модели);
‒ выполнение решения проблемы;
‒ проверка выполненного решения.
Рассмотрим решение кейс-задания по дисциплине Элементы математической логики для специальностей среднего профессионального образования.
Задание. У Коли есть три друга: Петя, Саша, Ваня. Коля будет играть в спортивную игру, если с ним в команде будет хотя бы двое его друзей.
По данному условию необходимо:
а) составить таблицу истинности,
б) составить совершенную дизъюнктивную нормальную форму (СДНФ),
в) получить минимальную дизъюнктивную нормальную форму (ДНФ),
г) построить логическую схему,
д) определить, что будет на выходе, если в спортивной игре будут участвовать только Петя, Саша.
Решение.
а) Для краткости обозначим друзей Коли: Петя х1, Саша х2, Ваня х3.
Условимся обозначать участие в одной команде единицей, неучастие нулём. Возможность играть в спортивную игру обозначим буквой F, Коля играет F=1, Коля не играет F=0.
Далее по анализу представленной ситуации составляется таблица истинности (табл. 1):
Таблица 1
б) На основе анализа полученной таблицы истинности, используя значения булевой функции F=1, составляется совершенная дизъюнктивная нормальная форма (СДНФ):
в) Для получения минимальной дизъюнктивной нормальной формы (ДНФ) можно минимизировать СДНФ, используя
- законы алгебры логики:
- карту Карно для трех переменных (табл. 2):
Таблица 2
Минимальная дизъюнктивная нормальная форма (ДНФ)
г) По минимальной дизъюнктивной нормальной форме выполняется построение логической схемы (рис. 1):
Рисунок 1 - Логическая схема
д) По построенной логической схеме определяется, что будет на выходе, если в спортивной игре будут участвовать только Петя, Саша (рис. 2).
Таким образом, Коля будет играть в спортивную игру, если будут участвовать Петя, Саша.
Рисунок 2 - Логическая схема
Решение кейс-заданий позволяет студентам закрепить полученные знания и применить их на практике. Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого обучающегося в работу по разрешению конкретной практической ситуации. При использовании кейс-технологии студент развивает аналитические (умение выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее и др.), практические (умение использовать теоретические знания в повседневной практической деятельности) и коммуникативные (умение использовать наглядный материал, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, отчет) навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Брусова, В.И. Проблема повышения учебной мотивации студентов / В.И. Брусова // Проблема качества среднего профессионального и высшего образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции (19 февраля 2015 г., г. Ливны, Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК). – Орел: Госуниверситет - УНПК, 2015. - С.261-265.
2 Майер, Е. И. Метод кейсов в процессе обучения математике/ Е. И. Майер // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С.571–574. – URL https://moluch.ru/archive/147/41325/
|