Вторник, 07.05.2024, 22:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ЗАДАНИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

УДК 37.01

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ЗАДАНИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

В.И. Брусова, преподаватель, канд.техн.наук, доцент,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны,

e-mail: v.brusova@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается применение кейс-заданий при изучении  математических дисциплин.

При проведении занятий преподаватель, формулируя цели и задачи, предлагая способы их достижения, стремится лучше узнать и понять каждого обучающегося,  обеспечивая принятие и понимание ими поставленных задач. Необходимо вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач аудиторного занятия, учитывая индивидуальные, возрастные особенности обучающихся при определении готовности студентов к усвоению материала.

При подготовке к занятиям преподаватель ориентируется на уровень подготовки студентов, наличие студентов с высокой и низкой учебной мотивацией. Педагог решает заявленные педагогические задачи, используя активные, интерактивные, личностно-ориентированные методы обучения, кейс-задания с практическим содержанием, которые позволяют достигать необходимого уровня принятия целей обучающимися.

В [1] рассматривались дидактические требования к основным этапам занятия, способствующие повышению уровня учебной мотивации.

В рамках реализации компетентностного подхода предусматривается использование при проведении аудиторных занятий  кейс-заданий, являющихся одним из факторов повышения уровня учебной мотивации студентов.

Кейс-метод нередко называют методом анализа конкретных ситуаций. Суть этого метода достаточно проста: в организации образовательного процесса используется подробное описание какой-либо реальной ситуации, содержащей практическую проблему. Обучающимся нужно проанализировать эту ситуацию, найти возможный вариант решения обозначенной проблемы, определить совокупность знаний и умений, необходимых для решения данной проблемы и выполнить действия по ее решению. Ситуация в представленном кейсе может быть представлена описанием, следовательно, от обучающихся в первую очередь требуется глубокое понимание ее сути, творческие и исследовательские способности для определения путей решения проблемы. При этом поставленная проблема может не иметь однозначного решения. [2]

В работе над кейсами выделяют следующие этапы:

‒ анализ представленной ситуации;

‒ определение методов решения;

‒ принятие решения по выбранному методу и определение теоретического инструментария;

‒ описание задачи на математическом языке (построение модели);

‒ выполнение решения проблемы;

‒ проверка выполненного решения.

Рассмотрим решение кейс-задания по дисциплине Элементы математической логики для специальностей среднего профессионального образования.

Задание. У Коли есть три  друга: Петя, Саша, Ваня. Коля будет играть в спортивную игру, если с ним в команде будет хотя бы двое его друзей.

По данному условию необходимо:

а) составить таблицу истинности,

б) составить совершенную дизъюнктивную нормальную форму (СДНФ), 

в) получить минимальную дизъюнктивную нормальную форму (ДНФ),

г) построить логическую схему,

д) определить, что будет на выходе, если в спортивной игре будут участвовать только Петя, Саша.

Решение.

а) Для краткости обозначим друзей Коли: Петя х1, Саша  х2, Ваня  х3.

Условимся обозначать участие в одной команде единицей, неучастие нулём. Возможность играть в спортивную игру обозначим буквой F, Коля играет F=1, Коля не играет F=0.

Далее по анализу представленной ситуации составляется таблица истинности (табл. 1):

Таблица 1

б) На основе анализа полученной таблицы истинности, используя значения булевой  функции F=1, составляется  совершенная дизъюнктивная нормальная форма (СДНФ): 

в) Для получения минимальной дизъюнктивной нормальной формы (ДНФ) можно минимизировать СДНФ, используя

- законы алгебры логики:

         - карту Карно для трех переменных (табл. 2):

Таблица 2

Минимальная дизъюнктивная нормальная форма  (ДНФ)

г) По минимальной дизъюнктивной нормальной форме  выполняется построение логической схемы (рис. 1):

Рисунок 1 - Логическая схема

д) По построенной логической схеме определяется, что будет на выходе, если в спортивной игре будут участвовать только Петя, Саша (рис. 2).

Таким образом, Коля будет играть в спортивную игру, если будут участвовать Петя, Саша.

 

Рисунок 2 - Логическая схема

Решение кейс-заданий позволяет  студентам закрепить полученные знания и применить их на практике. Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого обучающегося в работу по разрешению конкретной практической ситуации. При использовании кейс-технологии студент развивает аналитические (умение выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее и др.), практические (умение использовать теоретические знания в повседневной практической деятельности) и коммуникативные (умение использовать наглядный материал, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, отчет) навыки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Брусова, В.И.  Проблема повышения учебной мотивации студентов / В.И. Брусова // Проблема качества среднего профессионального и высшего образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции (19 февраля 2015 г., г. Ливны,  Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК). – Орел: Госуниверситет - УНПК, 2015. - С.261-265.

2 Майер, Е. И. Метод кейсов в процессе обучения математике/ Е. И. Майер // Молодой ученый. 2017. №13. С.571574. URL https://moluch.ru/archive/147/41325/

 

Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Tupikin (17.12.2018)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика