Воскресенье, 19.05.2024, 18:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Особенности интерпретации спорных моментов отечественной истории на учебных занятиях в системе спо, с учетом требований фгос

УДК 377.1

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СПОРНЫХ МОМЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ СПО, С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

 

О.Г. Курдюмов, преподаватель,

факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел,

e-mail: fspo-gend@rambler.ru

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям преподавания спорных моментов отечественной истории Средних веков в системе СПО с учетом требований ФГОС.

Современные философы все чаще говорят о том, что на новом этапе развития человечества особую значимость будут приобретать иные качества личности. Еще недавно казалось, что информационное общество выдвигает простое требование: наибольшим успехом в нем будет пользоваться человек много знающий, обладающий хорошей памятью. Точно так же, как на заре человеческой истории на высокое положение в социальной иерархии мог рассчитывать человек, наделенный физической силой и ловкостью.

Времена меняются и с совершенствованием оружия, механизацией труда физическая сила отходит на второй план в списке критериев успешности. Точно также и сейчас простая эрудиция и «многознайство» не гарантируют успеха, более того, этого уже чрезвычайно мало для того, что б счесть того или иного человека интеллектуалом. Современные гаджеты, свободный выход в интернет в любую секунду лишают смысла удерживание в голове каких-то простых фактов. Если раньше для того чтобы быть человеком хорошо знающим историю было достаточно помнить даты ключевых событий, имена правителей, полководцев и деятелей культуры, то сейчас это никак не может служить критерием. Технологии позволяют уточнить информацию подобного рода в считаные секунды.

Следовательно, необходимо изменить сам подход к изучению гуманитарных наук в целом и исторической науки – в частности.

Перед преподавателем теперь стоит иная задача. Следует не просто донести до студента фактическую составляющую изучаемых событий, нужно, прежде всего,продемонстрировать их взаимосвязь. В нынешних условиях именно навыки поиска логических закономерностей делают «Историю» как учебную дисциплину совершенно необходимой подрастающему поколению. Заметим, что фактологическую часть студент ФСПО в основном должен был усвоить в школе, задача преподавателя нового уровня продемонстрировать ученику, что хорошо ему уже знакомые исторические события обязательно связаны между собой, ни одно из них не «весит в воздухе», все они включены в сложную систему причинно-следственных связей.

Именно изучая историю можно привить студенту качества, необходимую в современную эпоху – склонность к критическому восприятию любой получаемой информации, привычку к аналитическому мышлению.

Удобнее всего это сделать, предлагая студентам самостоятельно разобраться в некоторых спорных моментах истории Отечества, учитывая, что в каждом хронологическом периоде есть дискуссионные вопросы, на которых разумно остановить внимание студента.

Так, изучая Средневековую Русь, стоит заострить внимание на, так называемом, варяжском вопросе, предложить студентам проанализировать аргументы сторонников норманнской теории и антинорманизма. Эта тема дискутируется в российское и зарубежной исторической науке уже не одно столетие, но все же далека от разрешения. Можно предложить студентам высказать свои точки зрения на этот счет, обязательно обоснованные, с опорой не только на учебник, но и на исторические источники. Тема «Происхождение древнерусского государства» изучается в самом начале курса и поможет студенту сразу ощутить различие подходов к изучению истории в школе и в университете.

При должной подготовке к занятию можно организовать достаточно глубокую дискуссию при изучении деятельности Ивана Грозного. Чтобы заинтересовать студентов, достаточно напомнить им об общественном резонансе, вызванном возведением в г. Орле памятника этому царю. Тогда каждый человек, зачастую понаслышке знакомый с  деятельностью первого русского самодержца, мыслящий штампами, все равно старался дать оценку его правлению. Наверняка и студенты поспешат высказать свое мнение на этот счет. Разумно в этот момент предложить студентам для анализа избранные моменты из переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским, где вполне можно найти ответы самого царя на многие претензии, выдвигаемые к его персоне.

С целью развития аналитических способностей студента можно предложить студентам сопоставить процесс становления единого государства в странах Западной и Восточной Европы, а при должной эрудиции участников дискуссии – и в Азии. Можно порассуждать о том, были ли альтернативные пути развития государства, по оптимальному ли пути повел Иван Грозный нашу Родину, или его поступки были вызваны исключительно особенностями характера царя. Учебники здесь вряд ли могут послужить серьезным подспорьем, как правило, в них сохраняется плоское понимание эпохи.

Особенно интересно провести чуть позже сравнительный анализ реформаторской деятельности и внешней политики Петра Великого и Ивана Грозного. Привлечь внимание студента можно,сопоставив детали биографий политиков, скорее всего, малоизвестные студенту. Например, загадочную  гибель сына Ивана Грозного – Ивана Ивановича и вполне планомерно рассчитанный смертный приговор царевичу Алексею, сыну Петра Великого. Если средневековая трагедия это легенда, степень достоверности которой повод для дискуссии, то в начале XVIII века произошла холодная расправа отца над сыном.

Сопоставляя правление Ивана Грозного и Петра Великого, можно упомянуть оценки, даваемые славянофилами и западниками, это позволит расширить кругозор студента, обеспечит хороший задел для изучения темы, посвящённой общественному движению в России XIX века.

Безусловно, указанными примерами далеко не исчерпывается список тем, над которыми преподаватель может поразмышлять вместе со студентами: здесь многое зависит и от подготовки самого преподавателя, и от уровня знакомства студенческой группы с фактическим материалом. Однако, представляется, что регулярное приглашение студенческой группы к дискуссии будет способствовать лучшему усвоению материала, а умение находить закономерности и общие тенденции в исторических событиях однозначно будет полезны для складывания понимания исторического процесса, как процесса логичного, целостного, основанного на четких взаимосвязях

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шевченко, Н.И. История для профессий и специальностей технического и естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации: метод.пособие для нач. и сред. проф. образования/ Н. И. Шевченко.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 277 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика