УДК 371.3
НОВЫЕ ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
М.В. Ковалева, доцент, канд. ист. наук,
Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск,
e-mail: lenhorlens@mail.ru
Аннотация. В данной статье даются практические советы по использованию на занятиях по гуманитарным дисциплинам лент времени, инфографики, сторителлинга.
Появление информационных технологий предоставило преподавателю возможность в новой форме преподносить материал, изучаемый в аудитории. Видеопроектор и компьютер стали неотъемлемой частью его повседневной работы. Однако современный преподаватель имеет дело с обучающимися, являющимися активными пользователями разнообразных гаджетов, где они некритически потребляют немалое количество всевозможной информации. Восприятие обучающихся имеет всё более зрительный, клиповый характер.
В советской системе преподавания упор на зрительное, цветовое восприятие материала шёл до 6 класса, после чего иллюстрации в учебниках становились черно-белыми, а затем исчезали совсем. Таким образом, опора на наглядное восприятие материала постепенно переходила к опоре на абстрактное мышление. Приученный к картинкам с краткими пояснениями в социальных сетях и Интернет - энциклопедиях, современный студент может испытывать большие трудности при восприятии лекции только на слух. При этом преподаватель ощущает серьёзные затруднения, пытаясь привлечь и удержать внимание учащихся, избалованных легкостью и развлекательностью потребляемых ими кратких сообщений на самые разные темы, к трудному, необходимому для изучения, но не всегда интересному материалу.
Современные информационные технологии могут предложить ряд ресурсов, которые дадут возможность преподавателю перевести изучаемый материал в зрительные образы и облегчить его понимание для студентов.
Одним из таких ресурсов является представление изучаемого материала на ленте времени. Создать её помогут такие ресурсы как:
1) dipity.com
2) whenintime.com
Посмотреть инструкцию, как работать с ресурсом, можно здесь:
1) https://www.youtube.com/watch?v=rHTJDUsC4dg;
2) https://www.youtube.com/watch?v=bhdzT4SpGDA
Создать ленту онлайн можно на сервисе : https://time.graphics/ru/;
https://histrf.ru/lenta-vremeni/ Готовая лента времени по истории России может быть найдена здесь:
Её переключение обеспечивается нажатием кнопки с веком и годом, расположенной внизу. Также лента даёт возможность подробнее узнать о визуализированном событии. (рис. 1).
Рисунок 1 - Лента времени
На занятиях по истории и по основам философии ленты времени можно использовать:
– для создания зрительного ряда при хронологическом изложении событий определённого периода;
– для представления возможности соотнесения происходящих одновременно или с небольшим интервалом событий разного характера.
Инфографика – это возможность представления информации в графической манере в виде схемы с использованием для наглядности рисунков, карт, списков и т.п. В основе восприятия студентами данного вида информации будут лежать операции анализа-синтеза. (рис. 2, 3)
Рисунок 2 - Инфографика, представляющая возможность рассказать о возведении и структуре мемориального комплекса в Волгограде, посвящённого Великой Отечественной войне.
Рисунок 3 - Инфографика, посвящённая ходу Октябрьской революции 1917 г.
Помочь самостоятельно создать инфографику творческому преподавателю могут следующие ресурсы:
1) canva.com
2) infogr.am
3) visual.ly
Готовую инфографику по истории России можно найти на следующих сайтах:
1) https://histrf.ru/mediateka/infografika/map;
2) http://инграф.рф/history/post/1237
Инфографика легко воспринимается студентами, так как в её основе лежит способ организации информации, знакомый им по находящимся в Интернете «играм-ходилкам».
Сторителлинг (рассказывание историй) – это метод преподнесения информации путем изложения увлекательной жизненной истории с последующей привязкой её к теоретическому материалу лекции. Этот способ приковывает интерес студентов к преподавателю, вызывает сочувствие к излагаемым событиям, позволяет показать связь теории с жизненной практикой. Он очень хорошо подходит для изложения таких тем по основам философии, как «Сознание», «Познание», «Методы научного познания», «Законы диалектики».
Истории бывают следующего характера:
1) Рассказ о решении некоторой проблемы людьми в далёком прошлом.
2) Рассказ о том, как в длительном периоде развивался некий процесс. Например, здесь подойдёт рассказ, иллюстрирующий закон отрицания отрицания о том, как наша страна дважды отрицала своё прошлое ( в результате Великой российской революции и реформ 1990-х гг.), но в итоге новое государство воспроизводило наиболее характерные черты того, которое отрицало.
3) Рассказ о собственном опыте преподавателя. В моей практике живой отклик вызвала история о том, как пользуясь методом сопоставления, аналогии и картинкой из учебника я, учась в школе, решила задачу по генетике, ничего в ней не понимая.
Практические советы и правила пользования данным методом вы можете найти здесь:
http://informatiki.tgl.net.ru/metodika-prepodavanija/storitelling.html
Автор желает вам удачи и надеется, что его практические советы принесут вам пользу и разнообразят ваши занятия.
|