Воскресенье, 19.05.2024, 19:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Новые виды представления зрительной информации на занятиях по гуманитарным дисциплинам

УДК 371.3

НОВЫЕ ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

 

М.В. Ковалева, доцент, канд. ист. наук,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: lenhorlens@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье даются практические советы по использованию на занятиях по гуманитарным дисциплинам лент времени, инфографики, сторителлинга.

Появление информационных технологий  предоставило преподавателю возможность в новой форме преподносить материал, изучаемый в аудитории. Видеопроектор и компьютер стали неотъемлемой частью его повседневной работы. Однако современный преподаватель имеет дело с обучающимися, являющимися активными пользователями разнообразных гаджетов, где они некритически потребляют немалое количество всевозможной информации. Восприятие обучающихся имеет всё более зрительный, клиповый характер.

В советской системе преподавания упор на зрительное, цветовое  восприятие материала шёл до 6 класса, после чего иллюстрации в учебниках становились черно-белыми, а затем исчезали совсем. Таким образом, опора на наглядное восприятие материала постепенно переходила к опоре на абстрактное мышление. Приученный к картинкам с краткими пояснениями в социальных сетях и Интернет - энциклопедиях, современный студент может испытывать большие трудности при восприятии лекции только на слух. При этом преподаватель ощущает серьёзные затруднения, пытаясь привлечь и удержать внимание учащихся, избалованных легкостью и развлекательностью потребляемых ими кратких сообщений на самые разные темы, к трудному, необходимому для изучения, но не всегда интересному материалу.

Современные информационные технологии могут предложить ряд ресурсов, которые  дадут возможность преподавателю перевести изучаемый материал в зрительные образы и облегчить его понимание для студентов.

Одним из таких ресурсов является представление изучаемого материала на ленте времени. Создать её помогут такие ресурсы  как:

1) dipity.com

2) whenintime.com

Посмотреть инструкцию, как работать с ресурсом, можно здесь:

1) https://www.youtube.com/watch?v=rHTJDUsC4dg;

2) https://www.youtube.com/watch?v=bhdzT4SpGDA

Создать ленту онлайн можно на сервисе : https://time.graphics/ru/;

https://histrf.ru/lenta-vremeni/ Готовая лента времени по истории России может быть найдена здесь: 
 Её переключение обеспечивается нажатием кнопки с веком и годом, расположенной внизу. Также лента даёт возможность подробнее узнать о визуализированном событии. (рис. 1).

Рисунок 1 - Лента времени

На занятиях по истории и по основам философии ленты времени можно использовать:

– для создания зрительного ряда при хронологическом изложении событий определённого периода;

– для представления возможности соотнесения происходящих одновременно или с небольшим интервалом  событий разного характера.

Инфографика –  это возможность представления информации в графической манере в виде схемы с использованием для наглядности рисунков, карт, списков и т.п. В основе восприятия студентами данного вида информации будут лежать операции анализа-синтеза. (рис. 2, 3)

Рисунок 2 - Инфографика, представляющая возможность рассказать о возведении и структуре мемориального комплекса в Волгограде, посвящённого Великой Отечественной войне.

Рисунок 3 - Инфографика, посвящённая ходу Октябрьской революции 1917 г.

Помочь самостоятельно создать инфографику творческому преподавателю могут  следующие ресурсы:

1)  canva.com

2) infogr.am

3) visual.ly

Готовую инфографику по истории России можно найти на следующих сайтах:

1) https://histrf.ru/mediateka/infografika/map;

2) http://инграф.рф/history/post/1237

Инфографика легко воспринимается студентами, так как в её основе лежит способ организации информации, знакомый им по находящимся в Интернете «играм-ходилкам».

Сторителлинг (рассказывание историй) –  это метод преподнесения информации путем изложения увлекательной жизненной истории с последующей привязкой её к теоретическому материалу лекции. Этот способ приковывает интерес студентов к преподавателю, вызывает сочувствие к излагаемым событиям, позволяет показать связь теории с жизненной практикой. Он очень хорошо подходит для изложения таких тем по основам философии, как «Сознание», «Познание», «Методы научного познания», «Законы диалектики».

Истории  бывают следующего характера:

1) Рассказ о решении некоторой проблемы людьми  в далёком прошлом.

2) Рассказ о том, как в длительном периоде развивался некий процесс. Например, здесь подойдёт рассказ, иллюстрирующий закон отрицания отрицания о том, как наша страна дважды отрицала своё прошлое ( в результате Великой российской революции и реформ 1990-х гг.), но в итоге новое государство воспроизводило наиболее характерные черты того, которое отрицало. 

3) Рассказ о собственном опыте преподавателя. В моей практике живой отклик вызвала история о том, как пользуясь методом сопоставления, аналогии  и картинкой из учебника я, учась в школе, решила задачу по генетике, ничего в ней не понимая.

Практические советы и правила пользования данным методом вы можете найти здесь:

http://informatiki.tgl.net.ru/metodika-prepodavanija/storitelling.html

Автор желает вам удачи и надеется, что его практические советы принесут вам пользу и разнообразят ваши занятия.

 

 

Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 415 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика