УДК377.1
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ: ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Н.Е. Цуканова, преподаватель, канд. эконом.наук,
факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орел,
e-mail: fspo-men@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматривается методика подготовки и проведения междисциплинарного интегрированного занятия,разработанного по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» с привлечением дисциплин «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика организаций»
Интеграция – одно из направлений повышения эффективности образовательного процесса[1]. Интегрированное занятие, которое строится на основе междисциплинарных связей, позволяет создавать целостную картину изучаемого материала, что и было продемонстрированно на занятии по теме «Анализ затрат на производство и реализацию продукции».
Данное интегрированное занятие разработано по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» с привлечением дисциплин «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика организаций». Деятельность студентов на этом занятии направлена на практическое подтверждение теоретических положений и формирование профессиональных практических навыков и умений[3].
Основные цели занятия:
Образовательные:
- обеспечить закрепление теоретических знаний по теме «Себестоимость продукции», учебная дисциплина «Экономика организаций»;
- способствовать формированию умений и навыков по анализу структуры затрат на производство и реализацию продукции, учебная дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»;
- совершенствовать навыки работы в среде MS Excel, учебная дисциплина «Информационные технологиив профессиональной деятельности».
Развивающие:
- развитие координации внимания при заполнении таблиц;
- развитие навыков и обобщение умений в создании электронных таблицы и построения диаграмм;
- развитие представлений студентов о прикладном значении программ MS-Office.
Воспитательные:
- воспитание информационной культуры;
- воспитание познавательного интереса к дисциплине;
- формирование понимания того, что от знаний, полученных в теории, зависит качество выполняемых работ на практике.
После завершения занятия студент должен уметь:рассчитывать и анализировать структуру затрат на производство и реализацию продукции, с помощью электронных таблиц MS Excel.
Вид занятия:междисциплинарный интегрированный урок
Последовательность проведения занятия.
1 этап - Организационный момент:Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок и проведем мы его вместе с преподавателем информационных технологий.
Эпиграфом занятия я выбрала следующие строки. Прочитайте цитату:
Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не смог окончить?Евангелие от Луки.
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Кто из вас знает, когда был написан Евангелие от Луки?
Евангелие от Луки был написан в 60-е годы I Века, и уже тогда, более 2000 лет назад, люди говорили об издержках и необходимости их вычисления. Эта тема остается актуальной и в настоящее время.
Преподаватель сообщает тему и цели занятия.
В процессе урока, студенты заполняют индивидуальные оценочные карты, в которую преподаватель выставляет оценку «входного» и «выходного» контроля, а студенты оценку в графу «самоконтроль».
Как вы уже знаете Анализ финансово-хозяйственной деятельности дисциплина прикладная, и имеет взаимосвязь практически со всеми изучаемыми вами дисциплинами. Сегодня мы увидим межпредметную связь Анализа с дисциплинами «Экономика организаций» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
В прошлом году на уроках «Экономики организаций» вы уже изучили тему «Себестоимость продукции», которую повторяли к сегодняшнему занятию. Сейчас мы проведем небольшую разминку, а после этого я проверю уровень ваших остаточных знаний в форме пятиминутного зачета.
2 этап – Разминка. Вопросы для разминки:Себестоимость продукции, Виды себестоимости, Цеховая себестоимость, Производственная себестоимость, Полная себестоимость, Общепроизводственные расходы, Общехозяйственные расходы, Прямые затраты, Косвенные затраты, Постоянные затраты, Переменные затраты.
Разминка закончена, переходим к зачету. Как обычно группу разбиваем на две подгруппы. Первая подгруппа уже сидит за компьютерами. Вам предлагается ответить на тестовые вопросы в уже известной вам программе «Конструктор тестов». А вторая подгруппа, получает задания с кроссвордами.
3 этап – Контроль остаточных знаний. Время работы 5 минут.
Студенты первой подгруппы получают оценку в индивидуальную оценочную карту сразу. Студенты второй подгруппы получат оценки после пятиминутной перемены.
Пересядьте, пожалуйста, за парты и начнем изучать тему урока.
4 этап – Изложение нового материала: откройте свою рабочую тетрадь на странице 41Тема «Анализ затрат на производство и реализацию продукции» является основной в данном курсе, т.к. имеет взаимосвязь практически со всеми темами, которые мы уже изучили и будем изучать в дальнейшем.
Информационной базой для анализа себестоимости продукции являются данные статистической отчетности, представленные на слайде, запишите себе в тетрадь: «Отчет о финансовых результатах»,плановые и отчетные калькуляции, данные синтетического и аналитического учета.
Объектами анализа себестоимости продукции выступают следующие показатели, запишем их: полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат, затраты на 1 рубль продукции,
Анализ себестоимости обычно начинается с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат[2].
Решение задачи: студенты решают задачу под руководством преподавателя.Задача 1 Затраты на производство продукции.Анализ задачи по статьям затрат и по структуре затрат.
В настоящее время, современное общество требует от конкурентоспособного специалиста информационной грамотности, универсальности знаний, и их практического применения. Данную задачу легче и быстрее можно решить, применяя информационные технологии, а именно электронные таблицы Excel.Сейчас преподаватель информационных технологий в профессиональной деятельности напомнит вам алгоритм работы в Excel.
5 этап – Инструктаж преподавателя информационных технологий в профессиональной деятельности.
6 этап – Самостоятельная работа студентов. Работа по группам. Одна группа студентов выполняет работу на ПК, а другая, делает расчеты вручную, чтобы показать эффективность применения вычислительной техники по сравнению с ручной работой. Вторая подгруппа, будет выполнять работу на ПК на следующей паре информационных технологий в профессиональной деятельности.
После решения все студенты проверяют решение задачи на мультимедийной доске, и анализируют полученные результаты в рабочей тетради.Проверка анализа полученных результатов преподавателем.
7 этап – Рефлексивно-оценочный:
- сегодня все поработали хорошо, справились с заданием;
- откройте оценочный лист, в своей тетради и выставите себе оценку в графу «Самоконтроль»;
- за работу на уроке некоторые студенты получают оценки;
- на следующем занятии, мы будем разбирать факторный анализ общей суммы издержек на производство и реализацию продукции, а после этого вы выполните две практические работы и получите оценку «выходного» контроля в оценочный лист.
8 этап – Подведение итогов занятия:сегодня на уроке вы увидели, как и где можно применять электронные таблицы. Домашнее задание: подготовка к практическим работам. Я благодарю вас за урок. Спасибо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арефина Н.А. Интегрированное учебное занятие: опыт подготовки и проведения //Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование».- 2018.- №5
2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности, 5-е изд., перераб. и доп/ Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2014. - 526 с.
3. Сарпова О.А. Методическая разработка открытого интегрированного учебного занятия по дисциплинам ОП.05 «Трудовое право», ОП.13 «Документальное обеспечение управления» // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование».- 2017. - №6 |