УДК 372.853
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
С. Б. Богданова, преподаватель,
факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орел,
е-mail: fspo-gend@rambler.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются средства обучения, основанные на традиционных, информационных и компьютерных технологиях и методы их применения.
В соответствии с новыми ФГОС к обучающимся, освоившим образовательную программу, помимо предметных, предъявляются личностные и метапредметные требования. Изменения в требованиях к результатам образования приводят к изменению целей обучения, в частности обучения физике. На первое место кроме формирования определенных знаний и умений выходят: формирование представлений о метапредметных понятиях, универсальных учебных действий, развитие познавательной самостоятельности и мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню развития науки.
Чтобы выполнить эти задачи преподавание физики необходимо организовать с применением не только традиционных технологий, но и комплексных средств обучения (КСО), которые включают в себя:
- любые компьютерные модели физических явлений, объектов и технических устройств;
- учебные физические устройства, функционирующие под управлением компьютера;
- лабораторные и демонстрационные установки, собранные на базе компьютера;
- отснятые и специальным образом обработанные на компьютере учебные видеосюжеты различного характера и назначения;
- обучающие и контролирующие программы.
Применять таких средств обучения ведет к изменению методов работы преподавателя. Рассмотрим возможные методы применения КСО:
- При объяснении нового материала.
КСО может использоваться в виде демонстрации или в виде иллюстрации, в зависимости от места использования (иллюстрируется материал после устного представления, а демонстрируется — во время или непосредственно перед представлением). При этом КСО должно иметь больший теоретико-обобщающий характер с применением схем, таблиц, графиков, а не только видеосюжетов с изображением самих явлений.
- При повторении, закреплении и систематизации знаний.
КСО рассчитанные на повторение пройденного материала, должны содержать в себе как элементы для воспроизведения знаний, так и задания для их актуализации в практической сфере. Для сохранения манипуляционных навыков необходимы тренажеры, позволяющие воспроизводить все действия и операции, которые нужно помнить обучающемуся.
Закрепление знаний осуществляется в основном через актуализацию ранее изученного материала в практических сферах. Для этого применяются такие методы, как фронтальный опрос, решение задач, объяснение обучающимися сути конкретных физических явлений, персональный опрос и т. д.
Комплексное средство обучения должно обеспечить обучающемусявозможность перевода полученных знаний в сферу практической деятельности.
- При решении физических задач.
Существует несколько основных методов решения физических задач: аналитический, графический, табличный, экспериментальный, синтетический.
Для аналитических методов КСО должно представлять некоторый алгоритм решения данного вида задачи.
Для табличного метода КСО должен содержать таблицу с пустыми полями, в которые можно занести свои данные и получить ответ.
Для графического метода решения КСО должен предлагать методы построения графика.
Для экспериментальных задач решение может быть выполнено с помощью моделирования эксперимента, управления им, а одну величину в условиях эксперимента возвести в ранг неизвестных. Тогда по результатам моделирования и управления ходом эксперимента можно эту величину найти, произведя расчеты над остальными значениями, полученными из опытов.
- При проведении физического эксперимента.
Задачей данного метода является формирование у обучающихся экспериментальных умений. В их число входят: обнаружение проблемы; выдвижение гипотезы; выбор опытов, позволяющих экспериментально исследовать проблему; подбор экспериментальных средств и построение экспериментальной установки; надлежащая работа с оборудованием; управление ходом эксперимента; проведение измерений и фиксирование показаний приборов; получение выводов и проведение теоретических обобщений; разрешение проблемы. Все эти умения должны представляться для освоения с помощью КСО.
- При оценке знаний, умений и навыков.
При оценке знаний, умении и навыков КСО позволяют не только достичь максимальной объективности и точности, но и вносят в процесс оценки элемент наглядности, игры и соревнования. Обучающийся не просто выполняет задания, но и увлекается выполнением эти задании благодаря их привлекательности. Основными методами оценки знаний могут быть: тестирование, устный или письменный опрос (посредством распознавания речи), решение задач.
- При рассмотрении устройства и принципа действия машин и механизмов.
С помощью трехмерной компьютерной графики и анимации возможно моделирование процессов, происходящих внутри сложных технических механизмов. Использование таких возможностей позволит существенно обогатить воображение обучающихся и сделать сложный технический материал доступным даже для детей с гуманитарным складом мышления.
- При изучении технологии производства.
Одной из задач физического образования является знакомствос основами современного производства, понимание сути производственных процессов технологий. Физическая суть многих процессов, лежащих в основе любого производства, как правило, не меняется (электролиз, гальванопластика, штамповка, холодная и горячая сварка, резка металла, работа подъемных механизмов). Для учебного процесса реальный интерес может представлять видеосюжет о существующей технологии производства, специально отснятый и обработанный в учебных целях. Такой видеосюжет также является примером комплексного средства обучения физике.
Рассмотренные методы обучения с применением комплексных средств обучения, существенно повышают восприятие физического материала и качество его усвоения обучающимися.
Однако современные компьютерные и информационные средства не могут заменить средства традиционной наглядности. Наглядность, в особенности наблюдение натуральных объектов в их естественных условиях, имеет большое значение и служит исходным пунктом знаний об окружающем мире. Она дает обучающимся полную убежденность в истинности наблюдаемого явления. Поэтому модели технических устройств и реальный демонстрационный эксперимент должны оставаться основными, а средства информационных и компьютерных технологий только вспомогательными, дополняющими их. Сочетание же мультимедийных и традиционных средств позволит избежать быстрой утомляемости обучающихсяза счет использования различных способов представления информации и различных видов деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Машиньян А.А., Кочергина Н. В. Комплексные средства обучения физике./ Машиньян. А.А., Кочергина Н. В. // Физика в школе. – 2012. - №4. - С. 35-41.
- Рябец Т. П. Использование современных средств обучения на уроках физики [Электронный ресурс] / Т. П. Рябец. - Электрон.дан. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/06/12/ispolzovanie-sovremennykh-sredstv-obucheniya-na-urokakh-fiziki
- Мишина Е.А., Ромашкина Н. В., Лозовенко С. В. Комплексное применение мультимедийных и традиционных средств обучения физике в условиях инновационной образовательной среды. [Электронный ресурс] / Е.А. Мишина, Н. В.Ромашкина, С. В.Лозовенко. - Электрон.дан. – Режим доступа:http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/5_84397.doc.htm
|