Воскресенье, 19.05.2024, 18:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Комплексное применение средств обучения физики

УДК 372.853

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

 

С. Б. Богданова, преподаватель,

факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел,

е-mail: fspo-gend@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются средства обучения, основанные на традиционных, информационных и компьютерных технологиях и методы их применения.

В соответствии с новыми ФГОС к обучающимся, освоившим образовательную программу, помимо предметных, предъявляются личностные и метапредметные требования. Изменения в требованиях к результатам образования приводят к изменению целей обучения, в частности обучения физике. На первое место кроме формирования определенных знаний и умений выходят: формирование представлений о метапредметных понятиях, универсальных учебных действий, развитие познавательной самостоятельности и мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню развития науки.

Чтобы выполнить эти задачи преподавание физики необходимо организовать с применением не только традиционных технологий, но и комплексных средств обучения (КСО), которые включают в себя:

  • любые компьютерные модели физических явлений, объектов и технических устройств;
  • учебные физические устройства, функционирующие под управлением компьютера;
  • лабораторные и демонстрационные установки, собранные на базе компьютера;
  • отснятые и специальным образом обработанные на компьютере учебные видеосюжеты различного характера и назначения;
  • обучающие и контролирующие программы.

Применять таких средств обучения ведет к изменению методов работы преподавателя. Рассмотрим возможные методы применения КСО:

  1. При объяснении нового материала.

КСО может использоваться в виде демонстрации или в виде иллюстрации, в зависимости от места использования (иллюстрируется материал после устного представления, а демонстрируется — во время или непосредственно перед представлением). При этом КСО должно иметь больший теоретико-обобщающий характер с применением схем, таблиц, графиков, а не только видеосюжетов с изображением самих явлений.

  1. При повторении, закреплении и систематизации знаний.

КСО рассчитанные на повторение пройденного материала, должны содержать в себе как элементы для воспроизведения знаний, так и задания для их актуализации в практической сфере. Для сохранения манипуляционных навыков необходимы тренажеры, позволяющие воспроизводить все действия и операции, которые нужно помнить обучающемуся.

Закрепление знаний осуществляется в основном через актуализацию ранее изученного материала в практических сферах. Для этого применяются такие методы, как фронтальный опрос, решение задач, объяснение обучающимися сути конкретных физических явлений, персональный опрос и т. д.

Комплексное средство обучения должно обеспечить обучающемусявозможность перевода полученных знаний в сферу практической деятельности.

  1. При решении физических задач.

Существует несколько основных методов решения физических задач: аналитический, графический, табличный, экспериментальный, синтетический.

Для аналитических методов КСО должно представлять некоторый алгоритм решения данного вида задачи.

Для табличного метода КСО должен содержать таблицу с пустыми полями, в которые можно занести свои данные и получить ответ.

Для графического метода решения КСО должен предлагать методы построения графика.

Для экспериментальных задач решение может быть выполнено с помощью моделирования эксперимента, управления им, а одну величину в условиях эксперимента возвести в ранг неизвестных. Тогда по результатам моделирования и управления ходом эксперимента можно эту величину найти, произведя расчеты над остальными значениями, полученными из опытов.

  1. При проведении физического эксперимента.

Задачей данного метода является формирование у обучающихся экспериментальных умений. В их число входят: обнаружение проблемы; выдвижение гипотезы; выбор опытов, позволяющих экспериментально исследовать проблему; подбор экспериментальных средств и построение экспериментальной установки; надлежащая работа с оборудованием; управление ходом эксперимента; проведение измерений и фиксирование показаний приборов; получение выводов и проведение теоретических обобщений; разрешение проблемы. Все эти умения должны представляться для освоения с помощью КСО.

  1. При оценке знаний, умений и навыков.

При оценке знаний, умении и навыков КСО позволяют не только достичь максимальной объективности и точности, но и вносят в процесс оценки элемент наглядности, игры и соревнования. Обучающийся не просто выполняет задания, но и увлекается выполнением эти задании благодаря их привлекательности. Основными методами оценки знаний могут быть: тестирование, устный или письменный опрос (посредством распознавания речи), решение задач.

  1. При рассмотрении устройства и принципа действия машин и механизмов.

С помощью трехмерной компьютерной графики и анимации возможно моделирование процессов, происходящих внутри сложных технических механизмов. Использование таких возможностей позволит существенно обогатить воображение обучающихся и сделать сложный технический материал доступным даже для детей с гуманитарным складом мышления.

  1. При изучении технологии производства.

Одной из задач физического образования является знакомствос основами современного производства, понимание сути производственных процессов технологий. Физическая суть многих процессов, лежащих в основе любого производства, как правило, не меняется (электролиз, гальванопластика, штам­повка, холодная и горячая сварка, резка металла, работа подъемных механизмов). Для учебного процесса реальный интерес может представлять видеосюжет о существующей технологии производства, специально отснятый и обработанный в учебных целях. Такой видеосюжет также является примером комплексного средства обучения физике.

Рассмотренные методы обучения с применением комплексных средств обучения, существенно повышают восприятие физического материала и качество его усвоения обучающимися.

Однако современные компьютерные и информационные средства не могут заменить средства традиционной наглядности. Наглядность, в особенности наблюдение натуральных объектов в их естественных условиях, имеет большое значение и служит исходным пунктом знаний об окружающем мире. Она дает обучающимся полную убежденность в истинности наблюдаемого явления. Поэтому модели технических устройств и реальный демонстрационный эксперимент должны оставаться основными, а средства информационных и компьютерных технологий только вспомогательными, дополняющими их. Сочетание же мультимедийных и традиционных средств позволит избежать быстрой утомляемости обучающихсяза счет использования различных способов представления информации и различных видов деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Машиньян А.А., Кочергина Н. В. Комплексные средства обучения физике./ Машиньян. А.А., Кочергина Н. В. // Физика в школе. – 2012. - №4. - С. 35-41.
  2. Рябец Т. П. Использование современных средств обучения на уроках физики [Электронный ресурс] / Т. П. Рябец. - Электрон.дан. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/06/12/ispolzovanie-sovremennykh-sredstv-obucheniya-na-urokakh-fiziki
  3. Мишина Е.А., Ромашкина Н. В., Лозовенко С. В. Комплексное применение мультимедийных и традиционных средств обучения физике в условиях инновационной образовательной среды. [Электронный ресурс] / Е.А. Мишина, Н. В.Ромашкина, С. В.Лозовенко. - Электрон.дан. – Режим доступа:http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/5_84397.doc.htm
Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика