Воскресенье, 19.05.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Использование технологии критического мышления при обучении физики.

УДК 372.853

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ.

 

Ю. А. Бурцева, преподаватель,

факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел,

fspo-gend@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные методы и приемы технологии развития критического мышления.

Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Сегодня одна из важнейших задач в образовании состоит уже не в том, чтобы «обеспечить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие обучаемого происходит в процессе его собственной деятельности.

Новые приоритеты в образовании побуждают преподавателей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Одна из современных образовательных технологий, используемых мной при обучении физики - технология развития критического мышления.

Эта технология тесно связана с понятием личностно – ориентированного обучения. Разработчики технологий “критического мышления” были известные психологи Чарльз Темпл, Ж. Пиаже, Дж. Брунер. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина и другие. С точки зрения С.И. Заир-Бека критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что сделать, поиск здравого смысла – как рассуждать объективно и поступать логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

Физика обладает огромными возможностями для умственного развития учащихся, благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок. Добиться положительных результатов помогают особенности предмета, так как физика оказывает наиболее глубокое и широкое воздействие на развитие интеллектуальных умений, формируя и развивая познавательные интересы и творческие способности учащихся.

Использование технологии развития критического мышления на уроках физики развивает у обучающих: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цель технологии:формирование нового стиля мышления, развитие базовых качеств личности, развитие аналитического, критического мышления, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Для достижения эффективности обучения педагог должен совместно с обучающимися пройти три стадии: стадию вызова, стадию реализации смысла (осмысления содержания) и стадию рефлексии.

Первая стадия – вызов. На этом этапе ставится задача вызвать имеющиеся у студента знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.

Вторая стадия – осмысление. На этом этапе ставится задача организационной работы с информацией с использованием подходов критического мышления – осмысленного чтения или слушания. Обучающиеся ищут вопросы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника, ресурсы Интернета).

Третья стадия – рефлексия. Студенты анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.

Методы и приемы формирования критического мышления:

  1. Прием «Кластер» используется как при изучении, осмыслении нового материала, так и при его закреплении. Кластер (англ. cluster – скопление, кисть, рой) – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди. Применение кластера позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс.
  2. «Верите ли вы?» Этот прием включается в любую стадию урока. Преподаватель предлагает провокационные вопросы (утверждения), а студент выбирая верные утверждения, описывает заданную тему, ситуации, правила и т.д.

Пример. «Верите ли вы, что?»:

  1. Космическая ракета движется, отталкиваясь от воздуха, выбрасываемой ею струей газа? (нет, ракета движется за счет силы отдачи. Она способна двигаться и в безвоздушном пространстве)
  2. Большие скорости движения вызывают большие перегрузки? (нет, ускорение)
  3. Прием «Инсерт»- используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. "Инсерт" – это само активизирующая системная разметка для эффективного чтения  и размышления.

Приём используется в три этапа: в процессе чтения обучающиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки, обсуждают записи, внесённые в таблицу.

  1. Прием «Фишбоун», дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. 
  2. Прием “синквейниспользуется на стадии рефлексии,он позволяет студентам проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала  в кратких предложениях. Синквейн обозначает (в пер. с французского яз.) – число 5. Таким образом – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейнов:              

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

4.Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

Пример использования приема “Синквейн” на уроках физики при прохождении темы “Электризация”

Заряды

Положительные, отрицательные.

Притягиваются, отталкиваются, движутся.

Наблюдается электризация.

Ей поддаются все тела.

Данный прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. А можно начать на стадии вызова и после осмысления информации продолжить и обобщить знания с помощью кластера на стадии рефлексии.

  1. Прием «Мозговой штурм».

Цели «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. «Учебный мозговой штурм» обычно проводят в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске все предложения. Критика и комментарии не допускаются. Регламент - 15 минут.

Второй этап -  коллективное обсуждение идей и предложений. Главное - найти рациональное зерно в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Пример на тему «Кипение».

Почему вода «шумит» перед тем, как начнется процесс кипения?

1 Этап. Банк идей: - лопаются всплывающие пузырьки;

- пузырьки не всплывают, а лопаются внутри жидкости, создавая шум;

- жидкость по какой-то причине совершает колебания, дрожит

2 Этап. Поиск рационального в предложениях:

 лопаются пузырьки – это верно!

- пузырьки не всплывают – это верно!

- жидкость совершает колебания – это верно!

3 Этап. Перспективные решения:

- на дне образуются пузырьки, следовательно, объем жидкости увеличивается, следовательно, свободная поверхность жидкости поднимается.

- давление внутри пузырька меньше (давление гидростатическое + давление атмосферное), следовательно, пузырек всхлопывается (исчезает), следовательно, свободная поверхность жидкости понижается.

- колебания свободной поверхности жидкости создает звуковую волну - шум.

8. Прием «Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал (ЗУХ)».

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Приём заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова). На стадии вызова преподаватель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

У студентов формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учащимся.

Использование описанных выше приёмов рассматриваемой технологии повышает мотивацию учащихся к обучению, способствует развитию умения учащихся работать с информацией.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Образовательные стандарты Петербургской школы (естественнонаучные дисциплины) Комитет по образованию Санкт-Петербурга, С-Пб, 1996
  3. Игорь Загашев Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма [Электронный ресурс] http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
  4. Методические приемы РКМЧП [Электронный ресурс] http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf
  5. Примеры уроков с использованием технологии "Критическое мышление" (физика, химия, ОБЖ) [Электронный ресурс] http://gimn6.ru/article.asp?id_text=122
Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 424 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика