Воскресенье, 19.05.2024, 16:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Использование современных образовательных технологий: ретроспективный анализ

УДК 372

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

 

С.Р. Бондарева, к.э.н., начальник отдела

методического сопровождения учебного процесса,

ФГБОУ ВО ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: bs1503676@mail.ru,

А.Ю. Бондарева, аспирант,

ФГБОУ ВО ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орел,

e-mail: ana5659@yandex.ru

 

Аннотация. В современном образовательном мире все большие требования предъявляются к процессу преподавания учебных дисциплин. Наиболее пристальное внимание уделяется процессу изучения развития образовательных технологий, а также перспектив их развития. Авторами раскрываются принципы построения образовательной технологии.

Современные требования, применяемые к выпускнику высшей школы, требуют изменения подхода к образованию. Впервые мысль о технологизации образовательного процесса высказал Я. А. Коменский, который главную цель технологии сформулировал как получение результата.

 В  современном обществе под технологией образования подразумевается научно обоснованная структура деятельности, которая используется для изменения окружающего мира, с целью производства духовных ценностей и материальных благ.

На современном этапе развития педагогической деятельности технологический подход может быть адаптирован на любой стадии образовательной деятельности.

В понятие «образовательные технологии» включается весь спектр используемых технологий, но не отождествляемый с какой-либо предметной сферой образовательной деятельности.

Современные педагогические технологии являются инструментом реализации педагогической деятельности.

В таблице 1 представлен ретроспективный анализ развития педагогических технологий [1].

Таблица 1. Ретроспективный анализ поколений развития педагогических технологий

Несмотря на то, что наиболее часто термины «педагогическая технология» и «образовательная технология» используются как синонимы сформировано несколько подходов, внутри которых выделяются различия, представленные в таблице 2.[5]

Таблица 2. Различия в трактовке термина «образовательная» и педагогическая» технология

Согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по направлениям подготовки, реализация компетентностного подхода должна включать в учебный процесс реализацию интерактивных и активных форм обучения.

 

Разработка современных образовательных технологий должна строиться в соответствии с принципами, представленными на рисунке 1.[5]


Рисунок 1 – Принципы построения современной образовательной

Согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по направлениям подготовки, реализация компетентностного подхода должна включать в учебный процесс реализацию интерактивных и активных форм обучения.

При использовании активных форм обучения подразумевает взаимодействие обучающегося и преподавателя друг с другом в ходе проведения учебного занятия, при котором студенты с преподавателем находятся в равной позиции. Активные формы обучения и их характеристика представлены в таблице 3.

Таблица 3. Характеристика активных форм обучения [6]


При проведении учебных занятий с использованием интерактивных форм обучения преобладающая роль отводится росту активности и инициативности со стороны студента. Роль преподавателя выражается в задании направления деятельности обучающихся для достижения конкретной цели занятия.Основные инновационные формы проведения учебных занятий в настоящее время связываются не только с применением активных форм обучения, но и с использованием интерактивных форм обучения.

Задачи интерактивных форм обучения представлены на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2 - Задачи использования интерактивных методов обучения при проведении аудиторных занятий

Варианты проведения занятий в интерактивной форме представлены в таблице 4.

Таблица 4. Характеристика интерактивных форм обучения

 

Таким образом, интерактивные и активные формы проведения учебных занятий друг от друга отличаются, но в тоже время дополняют друг друга.

В одно учебное занятие могут быть включены как активные, так и интерактивные формы обучения.  Выбор конкретных  форм обучения будет зависит от целей занятия, изучаемой темы и индивидуальных особенностей группы.

 

С точки зрения рассмотрения технологии важным аспектом является ее структурность, которая представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Структура образовательного процесса с точки зрения технологической составляющей

 

Исходя из рисунка 3 видно, что ключевым звеном в технологии образовательного процесса является достижение конечного результата и контроль за его поэтапной реализацией.

При проведении контрольных мероприятий за реализацией технологии образовательного процесса проверяется уровень овладения обучающимися конкретными знаниями и навыками, а также, какие методы используются для их усвоения.

Процесс корректировки технологии образовательного процесса подчеркивает важность обратной связи между субъектами реализации образовательной технологии.

Современный переход на многоуровневую систему образования требует совершенствования образовательных технологий, внедряемых в учебный процесс, способствующего повышению эффективности овладения профессиональными и общекультурными компетенциями. Процесс овладения компетенциями требует решения обучающимися тренировочных заданий и их отдельных компонентов с последующей их интеграцией в единую форму деятельности. Завершающей стадией освоения компетенций является приобретение навыков решения практических задач.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. – 2003. – № 6. – С. 105–109
    2. Яныгина О.И. Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов / Инновационные методы обучения в вузе : сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.Г. Хамов. – Мурманск. : МГПИ, 2003. – С. 86–96.
    3. Новые технологии проведения учебных занятий используются педагогами Технического университета УГМК [Электронный ресурс] http://eduugmk.com/news/novye-tekhnologii-provedeniya-uchebnykh-zanyatiy-ispolzuyutsya-pedagogami-tekhnicheskogo-universitet/
    4. Педагогические технологии (история становления данного направления в науке, сущность, примеры педагогических технологий) [Электронный ресурс] http://www.studfiles.ru/preview/3829661/page:2/
    5. Соотношение педагогической технологии и методики обучения (воспитания). Критерии технологично организованного педагогического процесса [Электронный ресурс] http://studopedia.ru/2_92878_vopros--sootnoshenie-pedagogicheskoy-tehnologii-i-metodiki-obucheniya-vospitaniya-kriterii-tehnologichno-organizovannogo-pedagogicheskogo-protsessa.html
    6. Интерактивные формы проведения учебных занятий [Электронный ресурс] http://www.inp.nsk.su/chairs/radio/2015/UMK/Pamyatka_interaktivnye_formy-1.pdf

 

 

 

 

 

 

Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика