УДК 377.1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ С ПОМОЩЬЮ
КЕЙС-МЕТОДА
Н.Г. Музалевская, преподаватель экономических дисциплин
факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орел
Аннотация. В статье рассматривается применение кейс-метода как одного из эффективных методов обучения при подготовке будущих специалистов. Описаны результаты использования кейс-метода на занятиях по менеджменту студентов СПО.
В условиях современного социально- экономического развития России система среднего профессионального образования становится все более востребованной. Она обладает возможностями для инновационной профессиональной подготовки студентов экономических специальностей к быстрому реагированию на изменения в сфере профессиональных функций и технологий, к формированию профессиональной грамотности как базы становления профессиональной компетентности, составляющей фундамент профессиональной деятельности в различных сферах экономики России[1].
С внедрением в систему среднего профессионального образования ФГОС осуществляется переход на компетентностный подход в обучении, который акцентирует внимание на развитии способностей, их продуктивном использовании, не отрицая при этом основополагающей роли знаний в подготовке специалистов.
Формирование компетенций у студентов происходит в процессе обучения. В преподавании дисциплин и профессиональных модулей целесообразно системно использовать различные методы, формы, приемы, способы обучения и воспитания, которые приводят к достижению образовательных результатов. Наилучшим образом достичь целей обучения, управлять процессом обучения позволяют педагогические технологии.
Внедрение современных педагогических технологий в процесс подготовки будущих специалистов является одним из способов формирования общих и профессиональных компетенций.
Эффективным методом педагогической технологии можно назвать кейс-метод (case-study).
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов) [4].
Метод кейса предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, который включает и самостоятельную работу студента, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения.
Исследователи выделяют три вида кейсов – практические, учебные, научно-исследовательские. Содержание практического кейса составляют жизненные, реальные ситуации, описание которых почерпнуто из газет, журналов, исторических документов и других источников. Их целью является познание, понимание жизни. Содержание учебного кейса – это учебные (условные) ситуации, которые вполне могут иметь место на самом деле, они нацелены на понимание типичных характеристик ситуации. В научно-исследовательских кейсах преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему. Целью таких кейсов является создание моделей ситуации[2].
Ценность кейс-метода заключается в том, что он позволяет успешно формировать у студентов не только конкретные профессиональные компетенции, определенные ФГОС СПО, по специальности, но и комплекс общих компетенций, необходимых любому специалисту среднего звена. Это, например, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами и пр.Очевидно, что обладание этими компетенциями позволяет выпускнику СПО быть более конкурентоспособным и мобильным на рынке труда[3].
При изучении дисциплины «Менеджмент» на специальности «Экономика и бухгалтерский учет» были организованы и проведены практические занятия с использованием кейс-метода по темам:
- Организация и ее деловая среда;
- Мотивация деятельности человека;
- Коммуникации в управлении;
- Власть и влияние;
- Лидерство и эффективность управления;
- Принятие управленческих решений;
- Развитие организационной культуры;
- Управление конфликтами в организации.
Анализ применения кейс-метода при изучении дисциплины «Менеджмент» позволил установить следующие его преимущества:
1. Данный метод помогает сформировать интерес и позитивную мотивацию к учебе. Было отмечено, что предложенное задание вызвало интерес у студентов: они внимательно читали описание ситуации, старались вникнуть в суть проблемы, найти ее решение.
2. Кейс-метод позволяет лучше усвоить теоретические положения и овладеть практическим использованием материала.
3. Кейс-метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления. Наблюдение показало, что в ходе обсуждения каждый из учащихся старался высказать свое мнение. Следовательно, в процессе анализа студент осмысливал ситуацию и пытался найти собственное решение проблемы. Внимательное (второе) чтение свидетельствовало о желании вникнуть в суть проблемы, найти пути выхода. Активная интеллектуальная деятельность осуществлялась с опорой на знание теоретических основ темы. Было отмечено, что предложенное задание способствовало активизации умственной деятельности и развитию самостоятельного мышления.
4. Метод кейса способствует развитию речи и речевой культуры студентов. Занятие, построенное по кейс-методу, организовано таким образом, что «заставляет» студентов говорить, обмениваться своими мыслями, формулировать итоговый ответ, участвовать в дискуссии. Конечно, такая форма работы способствует развитию умения правильно, грамотно, аргументировано говорить. Кроме того, в ходе дискуссии студенты должны выслушивать альтернативную точку зрения, понимать суть высказывания, оценивать его, что способствует формированию и развитию культуры речевого общения.
5. Кейс-метод учит студентов работать в команде. Организация работы на занятии по группам предполагает, что учащиеся активно взаимодействуют между собой: обмениваются идеями, слушают друг друга, работают для достижения общего результата. Благодаря этому у них формируются умения работать вместе, находить компромисс, готовность прийти на помощь, что свидетельствует уже о воспитательной значимости исследуемого метода.
Таким образом, кейс-метод позволяет формировать общие и профессиональные компетенции студентов, развивать умение анализировать и ставить проблему, работать в команде, аргументировать свою позицию, обрабатывать информацию; помогает студентам вырабатывать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонентов, влияет на повышение качества преподавания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Власюк, И.В. Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы в системе среднего профессионального образования / И.В. Власюк, А.Ф. Казакова // Среднее профессиональное образование.– 2017.– № 8.– С.13-15.
- Дорджиева, Л.А. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе обучения с помощью кейс-метода / Л.А. Дорджиева, Н.В. Шорваева// Среднее профессиональное образование. – 2017. – №11. – С.20-22.
- Пастухова, И.П. Формирование методической компетентности преподавателей в области использования кейс-технологии / И.П. Пастухова, И.В. Чистова, И.Л. Петрова // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 9. – С.23-28.
- Попова, С.Ю., Пронина, Е.В. Кейс-стадии: принципы создания и использования / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. – Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. – 114 с.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
|