Воскресенье, 19.05.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Формирование профессиональных компетенций студентов на занятиях по менеджменту с помощью кейс-метода

УДК 377.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ С ПОМОЩЬЮ

КЕЙС-МЕТОДА

 

Н.Г. Музалевская, преподаватель экономических дисциплин

факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел

 

Аннотация. В статье рассматривается применение кейс-метода как одного из эффективных методов обучения при подготовке будущих специалистов. Описаны результаты использования кейс-метода на занятиях по менеджменту студентов СПО.

В условиях современного социально- экономического развития России система среднего профессионального образования становится все более востребованной. Она обладает возможностями для инновационной профессиональной подготовки студентов экономических специальностей к быстрому реагированию на изменения в сфере профессиональных функций и технологий, к формированию профессиональной грамотности как базы становления профессиональной компетентности, составляющей фундамент  профессиональной деятельности в различных сферах экономики России[1].

С внедрением в систему среднего профессионального образования ФГОС осуществляется переход на компетентностный подход в обучении, который акцентирует внимание на развитии способностей, их продуктивном использовании, не отрицая при этом основополагающей роли знаний в подготовке специалистов.

Формирование компетенций у студентов происходит в процессе обучения. В преподавании дисциплин и профессиональных модулей целесообразно системно использовать различные методы, формы, приемы, способы обучения и воспитания, которые приводят к достижению образовательных результатов. Наилучшим образом достичь целей обучения, управлять процессом обучения позволяют педагогические технологии.

Внедрение современных педагогических технологий в процесс подготовки будущих специалистов является одним из способов формирования общих и профессиональных компетенций.

Эффективным методом педагогической технологии  можно назвать кейс-метод (case-study).

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов) [4].

Метод кейса предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, который включает и самостоятельную работу студента, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения.

Исследователи выделяют три вида кейсов – практические, учебные, научно-исследовательские. Содержание практического кейса составляют жизненные, реальные ситуации, описание которых почерпнуто из газет, журналов, исторических документов и других источников. Их целью является познание, понимание жизни. Содержание учебного кейса – это учебные (условные) ситуации, которые вполне могут иметь место на самом деле, они нацелены на понимание типичных характеристик ситуации. В научно-исследовательских кейсах преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему. Целью таких кейсов является создание моделей ситуации[2].

Ценность кейс-метода заключается в том, что он позволяет успешно формировать у студентов не только конкретные профессиональные компетенции, определенные ФГОС СПО, по специальности, но и комплекс общих компетенций, необходимых любому специалисту среднего звена. Это, например, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять  поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами и пр.Очевидно, что обладание этими компетенциями позволяет выпускнику СПО быть более конкурентоспособным и мобильным на рынке труда[3].

При изучении дисциплины «Менеджмент» на специальности «Экономика и бухгалтерский учет» были организованы и проведены практические занятия с использованием кейс-метода по темам:

  • Организация и ее деловая среда;
  • Мотивация деятельности человека;
  • Коммуникации в управлении;
  • Власть и влияние;
  • Лидерство и эффективность управления;
  • Принятие управленческих решений;
  • Развитие организационной культуры;
  • Управление конфликтами в организации.

Анализ применения кейс-метода при изучении дисциплины «Менеджмент» позволил установить следующие его преимущества:

1. Данный метод помогает сформировать интерес и позитивную мотивацию к учебе. Было отмечено, что предложенное задание вызвало интерес у студентов: они внимательно читали описание ситуации, старались вникнуть в суть проблемы, найти ее решение.

2. Кейс-метод позволяет лучше усвоить теоретические положения и овладеть практическим использованием материала.

3. Кейс-метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления. Наблюдение показало, что в ходе обсуждения каждый из учащихся старался высказать свое мнение. Следовательно, в процессе анализа студент осмысливал ситуацию и пытался найти собственное решение проблемы. Внимательное (второе) чтение свидетельствовало о желании вникнуть в суть проблемы, найти пути выхода. Активная интеллектуальная деятельность осуществлялась с опорой на знание теоретических основ темы. Было отмечено, что предложенное задание способствовало активизации умственной деятельности и развитию самостоятельного мышления.

4. Метод кейса способствует развитию речи и речевой культуры студентов. Занятие, построенное по кейс-методу, организовано таким образом, что «заставляет» студентов говорить, обмениваться своими мыслями, формулировать итоговый ответ, участвовать в дискуссии. Конечно, такая форма работы способствует развитию умения правильно, грамотно, аргументировано говорить. Кроме того, в ходе дискуссии студенты должны выслушивать альтернативную точку зрения, понимать суть высказывания, оценивать его, что способствует формированию и развитию культуры речевого общения.

5. Кейс-метод учит студентов работать в команде. Организация работы на занятии по группам предполагает, что учащиеся активно взаимодействуют между собой: обмениваются идеями, слушают друг друга, работают для достижения общего результата. Благодаря этому у них формируются умения работать вместе, находить компромисс, готовность прийти на помощь, что свидетельствует уже о воспитательной значимости исследуемого метода.

Таким образом, кейс-метод позволяет формировать общие и профессиональные компетенции студентов, развивать умение анализировать и ставить проблему, работать в команде, аргументировать свою позицию, обрабатывать информацию; помогает студентам вырабатывать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонентов, влияет на повышение качества преподавания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Власюк, И.В. Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы в системе среднего профессионального образования / И.В. Власюк, А.Ф. Казакова  // Среднее профессиональное образование.–  2017.–  № 8.– С.13-15.
  2. Дорджиева, Л.А. Формирование профессиональных  компетенций студентов в процессе обучения с помощью кейс-метода / Л.А. Дорджиева, Н.В. Шорваева// Среднее профессиональное образование. – 2017. –   №11. – С.20-22.
  3. Пастухова, И.П. Формирование методической компетентности преподавателей в области использования кейс-технологии / И.П. Пастухова, И.В. Чистова, И.Л. Петрова // Среднее профессиональное образование. –  2016. – № 9. – С.23-28.
  4. Попова, С.Ю., Пронина, Е.В. Кейс-стадии: принципы создания и использования / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. – Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015.  114 с.
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 272 с.

  

Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 468 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика