Вторник, 07.05.2024, 09:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ

УДК 377.169.3

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ

Л.В. Минкина, преподаватель СПО,

Мценский филиала ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: minkina.lv@yandex.ru

  Аннотация.  В статье рассматривается теоретическая основа необходимости применения деловых игр как один из методов, применяемых в педагогической деятельности. Деловые игры способствуют развитию творческих навыков и позволяют применять накопленные знания у будущих специалистов, а также помогают воссоздать реальные условия их профессиональной деятельности.

 Принцип профессиональной направленности обучения является ведущим, системообразующим принципом профессионального образования, важнейшим принципом деятельности при организации учебной, внеаудиторной и исследовательской работы обучающихся, все остальные принципы конкретизируют и раскрывают условия его воплощения.

 Формирование  профессиональных компетенций основывается на решении обучающимися  учебных задач,  освоения их отдельных компонентов  с последующей их интеграцией в целостный способ деятельности. Завершающей стадией формирования компетенции является приобретение опыта решения практических задач.

Знания сами по себе не делают специалиста способным ставить перед собой цели и задачи, проектировать собственную деятельность, организовывать исследование по теме, не формируют способности организованно мыслить и получать гарантированный результат. Образовательный процесс организованный как увеличение объема знаний, не формирует у выпускника способности действовать самостоятельно. Это приводит к тому, что, включаясь в практику, молодой специалист испытывает большие затруднения там, где встает вопрос о развитии деятельности.

Однако человек сам по себе, в одиночку не может развивать способности, и даже если пытается что-либо сделать, то результат может получиться не таким эффективным, как если бы он действовал в группе. Поэтому для каждого человека важно находится в нескольких пространствах – в пространстве производства и учебной деятельности. В этом пространстве человек становится личностью, покидает свое функциональное место, самоопределяется к действию, действует и проводит рефлексию своих действий.

Но способности не развиваются сами собой. Для этого нужны особые формы организации образовательного процесса, особенно в условиях компетентностного подхода при возросших требованиях не только к теоретической и практической подготовке выпускника учебного заведения, но и к его личностной составляющей, определяющих в совокупности на базе подготовленности, гарантированную готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

К числу таких форм можно отнести деловую игру в образовательной группе. Участвуя в игромоделировании,   и тренируя свои способности, обучающийся за счет модельного эффекта имеет возможность понять и почувствовать себя как бы в реальной ситуации  будущего  производственного процесса (квазипрофессиональной деятельности). Таким образом, деловая игра позволяет имитировать реальный производственный процесс, участвуя в котором модельно, обучаемый понимает каких знаний и способностей ему не хватает и сознательно занимает позицию развития и тренировки способностей. Тем самым «искусственным образом» выделяет профессионально-познавательную потребность, ведущая позиция которой определяет оптимальность структуры мотивации учения, при отсутствии достаточной развитости которой может возникнуть мотивационный кризис. Формирование оптимальной мотивации профессионально-учебной деятельности предполагает развитие  интереса и мотивов профессионально-учебной деятельности через информированность, и как следствие формирование профессиональных потребностей. Информированность создает «учебное поле» для развития интереса и как результат начинают формироваться профессиональные потребности. При несформированных профессиональных потребностях интерес к профессии носит случайный характер.  Соответственно при сложившихся профессионально-познавательных потребностях, повышается восприимчивость ко всему, что связано с профессией и происходит перестройка познавательной активности в процессе учебной деятельности, приводящая к более легкому и эффективному усвоению профессиональных знаний, умений и навыков. Таким образом, профессиональные представления являются исходным пунктом формирования мотивации профессионально-учебной деятельности.

Возможности деловых игр состоят в том, что они как инструмент формируют личность будущего специалиста и активизируют учебный процесс, при этом оказывают влияние и на поиск управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. По сути,  деловая игра представляет собой наиболее четко выраженную, овеществленную форму контекстного обучения.

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Таким образом, происходит своего рода апробирование наиболее успешных моделей поведения. В деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная с реальной  по основным сущностным характеристикам.

Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности. В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда.  Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает через развитие способностей, навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации.      В процессе игры осваиваются одновременно нормы профессиональных действий и нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников. Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, деловая игра служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры.

Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить следующие психолого-педагогические принципы:

- принцип имитационного моделирования ситуации;

- принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;

- принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

- принцип диалогического общения;

-принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концепцию деловой игры. Игровая обстановка дает возможность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и активизировать творческий потенциал личности. Главное, чтобы игровые условия трансформировались в сознании обучаемых и превратились в стимулы деятельности реальных целей обучения и воспитания. Эффективность деловой игры обеспечивается через сбалансированность реальных и условных компонентов. Тогда учебная ситуация осознается двояко, и эта двойственность максимально работает на решение учебных и воспитательных задач.

Деловая игра по сути своей решает широкий спектр задач по той причине, что представляет собой сложно организованный метод и может включать целый комплекс, как методов, так и технологий: дискуссию, мозговой штурм, рефлексию, групповой и самоанализ, позволяющих в совокупности реализовывать процесс «цепочки решений».

Основное в деловых играх – это максимальное уменьшение времени накопления профессионального опыта. Исследователи доказали, что при подаче материала посредством деловой игры информация усваивается около 90%, а при лекционной – не более 20%. Введение игровых задач в методологический комплекс поможет студентам решить профессиональные задачи, то есть их обучение и воспитание. Многочисленные виды деловых игр различаются способами проведения и целями, которые преследует преподаватель: дидактические и управленческие игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные и др.

У деловых игр есть свои достоинства и недостатки, и определенные области применения. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать, прежде всего, для решения следующих педагогических задач:

- формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

- приобретение проблемно-профессионального и социаль­ного опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений;

-развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере.

Соответственно процесс игромоделирования, с учетом всех рассмотренных возможностей, позволяет самосовершенствоваться его участникам, как в личностном, так и в профессиональном аспектах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]:  учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский – М.: Издательский центр «Академия», 2001

2. Орлова М. А. Возможности игромоделирования как метода квазипрофессиональной направленности обучения в логике компетентностного подхода [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 108-111.

3. Современные образовательные технологии/ кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовского. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с

 

 

Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Tupikin (17.12.2018)
Просмотров: 456 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика