Воскресенье, 19.05.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Активные методы обучения в профессиональном образовании

УДК 377.6

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

И.М. Бобровникова, старший преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: irinaangel555@gmail.com

 

Аннотация. В статье систематизированы основные современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Рассмотрена сущность педагогических технологий, исторический аспект определения. Проведен анализ различных педагогических технологий.

В настоящее время методика обучения переживает сложный период: изменились цели образования, разработка Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Существует множество определений сущности педагогических технологий. Этот термин Б.Т. Лихачев [2] рассматривает как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.

И.А. Колесникова [3] в своих исследованиях выделила следующие существенные признаки, присущие педагогическим технологиям:

— диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

— экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

— алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

— корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

— визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

«Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития обучающихся» [5, с. 10]. Из этого следует отметить, что принципиально важным параметром педагогической технологии является отношение к студенту.

Педагогическая технология– это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям. К ним можно отнести следующие:

  • научную базу. Каждой педагогической технологии присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей;
  • системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;
  • управляемость. Предполагает возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
  • эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам;
  • воспроизводимость. Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других образовательных учреждениях, другими субъектами.

Рассмотрим основные характеристики педагогических методов и технологий, применяемых в профессиональном образовании: соотнесенность с определенным временным циклом, диагностичность целей обучения, наличие четких критериев оценки результатов. Четкой границы между педагогическими технологиями и педагогическими методами не существует. Педагогические технологии и методы эффективные в системе профессионального образования: метод кейсов, деловые и ролевые игры, метод проектов, тренинг, стажировка, проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, «мозговой штурм», инновационные технологии.

Метод кейсов - метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и студента! Суть метода кейсов состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений рассматривается как результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и приобретение опыта деятельности. Кейс представляет собой описание реальной ситуации на основе заданного формата, предназначенное для выработки обучающимися возможных вариантов решения в соответствии с установленными критериями [1].

Использование метода кейсов актуально в современном профессиональном образовании, поскольку позволяет развить у студентов такие важные качества, как критическое мышление, способность анализировать мнения других, аргументировать свою точку зрения. Такое обучение развивает понимание и способность мыслить в русле основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

Например: деталирование сборочного чертежа; сопоставление машин и их составных частей с изображением на чертежах и схемах; вычерчивания чертежа или схемы на основе описания нового технического устройства, его принципа действия; постановка технических задач на изменение конструкции.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными: докладчик, содокладчик, оппонент, эксперт, ассистент и др.

Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов: подготовка, проведение анализ.

Стажировка с выполнением должностной роли — активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа: исследовательский (поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор конструкции и материалов, разработка конструкторско-технической документации по организации рабочего места); технологический (выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение технологической, трудовой дисциплины, норм охраны труда, экологической и технической безопасности); заключительный (контроль и испытание изделия; экономическое обоснование, маркетинговые исследования; подведение итогов). Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у студентов. Разработку образовательных технологий необходимо вести с учетом усиления личностной ориентации обучения, раскрытия гуманитарных возможностей содержания, активизации рефлексивного обучения, совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента, использования диалога.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ваганова, О.И. Метод кейсов в профессиональном обучении: учеб.-метод. пособие / О.И. Ваганова.– Н. Новгород: ВГИПУ, 2011
  2. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 1998. – 464 с.
  3. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / И.А. Колесникова. – СПб: «Дрофа», 2003. – 224с.
  4. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1: Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
  5. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2005. – С. 5-19
Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 363 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика