УДК 377
СРАВНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПО ТОП-50 И ФГОС СПО 3 ПОКОЛЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Н.Н. Мозгунова, Т.М. Феклисова, преподаватели,
Мценский филиала ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск,
e-mail: e71n76@mail.ru
Аннотация. В данной статье проведен сравнительный анализ ФГОС по ТОП-50 специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» и ФГОС 3 поколения специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», определены основные проблемы, которые возникают перед образовательной организацией в ходе внедрения ФГОС по ТОП-50.
9 декабря 2016 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации был подписан приказ № 1547 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование», который определил новые направления развития среднего профессионального образования в сфере информационных технологий и должен прийти на смену ФГОС СПО 3 поколения специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и включает в себя наряду с общими положениями требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Также в отличие от ФГОС СПО 3 поколения во ФГОС по ТОП-50 представлен перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы, определены взаимосвязи данных стандартов с различными частями программы подготовки специалистов среднего звена.
Также особенностью ФГОС по ТОП-50 специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» является ориентация на различные отрасли сферы информационных технологий, что нашло выражение в семи базовых квалификациях, представленных в данном плане:
- администратор баз данных;
- специалист по тестированию в области информационных технологий;
- разработчик веб и мультимедийных приложений;
- программист;
- технический писатель;
- специалист по информационным системам;
- специалист по информационным ресурсам.
Важным преимуществом ФГОС по ТОП-50 является то, что каждый из них сопровождается примерной основной образовательной программой (далее ПООП), которая позволяет унифицировать содержание рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей разных образовательных организаций, за счет представленных в ней примерных рабочих программ. По предыдущим версиям образовательных стандартов такая ПООП отсутствовала.
В представленной ниже таблице проведено сравнение ФГОС по ТОП-50 специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» и ФГОС 3 поколения специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» по ряду принципиальных позиций.
Таблица 1.
Признаки сравнения
|
ФГОС СПО ТОП-50
(09.02.07)
|
ФГОС СПО 3 поколения
(09.02.03)
|
Наличие примерной основной образовательной программы
|
Да
|
Нет
|
Структура и объем образовательной программы
|
Указана минимальная нагрузка по циклам.
Не содержит номенклатуры учебных дисциплин и МДК, объемов времени, отводимых на практики, требования к знаниям и умениям.
Организацией может быть применена система зачетных единиц
(п. 2.3. с учетом ПООП) [1]
|
Содержит требования по номенклатуре циклов обучения, дисциплин, ПМ, МДК, требования к знаниям, умениям и практическому опыту в рамках всех осваиваемых дисциплин.
Обязательная часть определяется ФГОС, вариативная - образовательной организацией
|
Соотношение обязательной и вариативной части программы
|
Не менее 30 % от суммарной нагрузки (п. 2.1, с учетом ПООП) [1]
|
Около 30 % от суммарной нагрузки
|
Объем самостоятельной работы
|
Не более 30 % от максимальной нагрузки (36 часов в неделю) (п. 2.4.) [1]
|
50 % от аудиторной (18 часов в неделю из 54 часов максимальной нагрузки)
|
Объем часов профессионального цикла, выделяемый на проведение практик
|
Не менее 25 % от профессионального цикла образовательной программы (п. 2.8) [1]
|
Конкретное количество недель
|
Формы государственной итоговой аттестации
|
Защита выпускной квалификационной работы.
По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в ВКР или проводится в виде государственного экзамена.
(п. 2.9, с учетом ПООП) [1]
|
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
|
Содержание ОК и ПК
|
ОК 1-11
ПК в зависимости от профстандарта
|
ОК 1-9
|
Требования к МТО
|
Учет требований международных стандартов.
Учет потребностей лиц с ОВЗ (п. 4.3) (п. 4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.) [1]
|
Учет требований санитарных и противопожарных норм
|
Требования к литературе
|
Допускается замена печатного библиотечного фонда электронной информационно-образовательной средой (п. 4.3.4 В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.) [1]
|
Наличие справочно-библиографических и периодических изданий
|
Требования к кадровым условиям
|
Привлечение по гражданско-правовым договорам руководителей и работников организаций.
Квалификация педработников в соответствии с профстандартом.
Не менее 25 % педработников, имеющих опыт деятельности в организациях от 3 лет. [1]
|
Высшее образование.
Опыт деятельности без требований к ее продолжительности.
|
Как видно из представленной таблицы ФГОС ТОП-50 предоставляет большую свободу маневра при разработке основной образовательной программы конкретной образовательной организации, например в части практик и промежуточной аттестации, замены печатного библиотечного фонда электронной информационно-образовательной средой и т.д.
Однако следует отметить, что с другой стороны внедрение ФГОС ТОП-50 создает образовательным организациям среднего профессионального образования и значительные трудности, особенно в части материально-технического обеспечения образовательного процесса специализированными кабинетами и лабораториями, состав оборудования и характеристики которых четко прописаны в ПООП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. №1547 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/9848
2. Федеральный реестр примерных образовательных программ СПО. Примерная основная образовательная программа специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://reestrspo.ru/fgos/497
|