Воскресенье, 19.05.2024, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 2. Проблемы и перспективы внедрения ФГОС по ТОП-50 специальностям

Сравнение требований фгос по топ-50 и фгос спо 3 поколения по подготовке специалистов среднего звена в сфере информационных технологий

УДК 377

СРАВНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПО ТОП-50 И ФГОС СПО 3 ПОКОЛЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Н.Н. Мозгунова, Т.М. Феклисова, преподаватели,

Мценский филиала ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: e71n76@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье проведен сравнительный анализ ФГОС по ТОП-50 специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» и ФГОС 3 поколения специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», определены основные проблемы, которые возникают перед образовательной организацией в ходе внедрения ФГОС по ТОП-50.

9 декабря 2016 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации был подписан приказ № 1547 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование», который определил новые направления развития среднего профессионального образования в сфере информационных технологий и должен прийти на смену ФГОС СПО 3 поколения специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».

ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и включает в себя наряду с общими положениями требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Также в отличие от ФГОС СПО 3 поколения во ФГОС по ТОП-50 представлен перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы, определены взаимосвязи данных стандартов с различными частями программы подготовки специалистов среднего звена.

Также особенностью ФГОС по ТОП-50 специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» является ориентация на различные отрасли сферы информационных технологий, что нашло выражение в семи базовых квалификациях, представленных в данном плане:

  • администратор баз данных;
  • специалист по тестированию в области информационных технологий;
  • разработчик веб и мультимедийных приложений;
  • программист;
  • технический писатель;
  • специалист по информационным системам;
  • специалист по информационным ресурсам.

Важным преимуществом ФГОС по ТОП-50 является то, что каждый из них сопровождается примерной основной образовательной программой (далее ПООП), которая позволяет унифицировать содержание рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей разных образовательных организаций, за счет представленных в ней примерных рабочих программ. По предыдущим версиям образовательных стандартов такая ПООП отсутствовала.

В представленной ниже таблице проведено сравнение ФГОС по ТОП-50 специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» и ФГОС 3 поколения специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» по ряду принципиальных позиций.

Таблица 1.

Признаки сравнения

ФГОС СПО ТОП-50

(09.02.07)

ФГОС СПО 3 поколения

(09.02.03)

Наличие примерной основной образовательной программы

Да

Нет

Структура и объем образовательной программы

Указана минимальная нагрузка по циклам.

Не содержит номенклатуры учебных дисциплин и МДК, объемов времени, отводимых на практики, требования к знаниям и умениям.

Организацией может быть применена система зачетных единиц

(п. 2.3. с учетом ПООП) [1]

Содержит требования по номенклатуре циклов обучения, дисциплин, ПМ, МДК, требования к знаниям, умениям и практическому опыту в рамках всех осваиваемых дисциплин.

Обязательная часть определяется ФГОС, вариативная - образовательной организацией

Соотношение обязательной и вариативной части программы

Не менее 30 % от суммарной нагрузки (п. 2.1, с учетом ПООП) [1]

Около 30 % от суммарной нагрузки

Объем самостоятельной работы

Не более 30 % от максимальной нагрузки (36 часов в неделю) (п. 2.4.) [1]

50 % от аудиторной (18 часов в неделю из 54 часов максимальной нагрузки)

Объем часов профессионального цикла, выделяемый на проведение практик

Не менее 25 % от профессионального цикла образовательной программы (п. 2.8) [1]

Конкретное количество недель

Формы государственной итоговой аттестации

Защита выпускной квалификационной работы.

По усмотрению образовательной организации  демонстрационный экзамен включается в ВКР или проводится в виде государственного экзамена.

(п. 2.9, с учетом ПООП) [1]

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

Содержание ОК и ПК

ОК 1-11

ПК в зависимости от профстандарта

ОК 1-9

Требования к МТО

Учет требований международных стандартов.

Учет потребностей лиц с ОВЗ (п. 4.3) (п. 4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.) [1]

Учет требований санитарных и противопожарных норм

Требования к литературе

Допускается замена печатного библиотечного фонда электронной информационно-образовательной средой (п. 4.3.4 В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.) [1]

Наличие справочно-библиографических и периодических изданий

Требования к кадровым условиям

Привлечение по гражданско-правовым договорам руководителей и работников организаций.

Квалификация педработников в соответствии с профстандартом.

Не менее 25 % педработников, имеющих опыт деятельности в организациях от 3 лет. [1]

Высшее образование.

Опыт деятельности без требований к ее продолжительности.

 

Как видно из представленной таблицы ФГОС ТОП-50 предоставляет большую свободу маневра при разработке основной образовательной программы конкретной образовательной организации, например в части практик и промежуточной аттестации, замены печатного библиотечного фонда электронной информационно-образовательной средой и т.д.

Однако следует отметить, что с другой стороны внедрение ФГОС ТОП-50 создает образовательным организациям среднего профессионального образования и значительные трудности, особенно в части материально-технического обеспечения образовательного процесса специализированными кабинетами и лабораториями, состав оборудования и характеристики которых четко прописаны в ПООП.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. №1547 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/9848

2. Федеральный реестр примерных образовательных программ СПО. Примерная основная образовательная программа специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://reestrspo.ru/fgos/497

 

 

Категория: 2. Проблемы и перспективы внедрения ФГОС по ТОП-50 специальностям | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 4821 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика