Воскресенье, 19.05.2024, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 1. Профессиональная деятельность современного педагога в контексте компетентностного подхода

Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся

УДК 377

ВОСПИТАТЕЛНЫЙ КОМПОНЕНТ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

А.Ф. Симаков, преподаватель,

факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел

 

Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы реализации воспитательной функции в условиях образовательного процесса в техническом университете, анализируются педагогические условия и факторы профессионально-личностного становления студентов технического уни­верситета, обосновываются принципы воспитания студентов с учетом специфики технического образования.

Воспитание выступает неотъемлемой составляющей образования, приоритетная роль в реализации которого принадлежит государству и социальным институтам. В современной социокультурной ситуации стратегии в области воспитания определяются национальной Доктриной об образовании, принятой до 2025 года, и тесно связаны с проблемами развития российского общества. Основополагающая цель воспитательной системы в современном вузе состоит в «формировании социально зрелых граждан и специалистов, способных эффективноработать в условиях становления рыночной экономики. Эта общая цель подразделяется на две более конкретные:социальной адаптации, что означает подготовку молодого специалиста к жизни в российском обществе, развитие его задатков, освоение им социальной роли гражда­нина, необходимых для полноценной жизне­деятельности,профессиональной подготовки, что предполагает формирование профессиональных способностей и подготовку к самореализации в профессиональной сфере»

В системе социальных институтов, реализующих воспитательную функцию, особое место отводится учреждениям высшего профессионального образования. Предполагается, что кроме высокого уровня знаний, умений и навыков, формирования готовности к профессиональному росту и мастерству, вузы призваны способствовать становлению базовой культуры личности, ее духовно-нравственному развитию, что, собственно, и актуализирует ведущую рольвоспитания в процессе профессиональной подготовки молодежи. О таком значении высших учебных заведений в жизни студентов свидетельствует мировая история развития университетского образования

Исходя из значимости воспитательного компонента образования, может быть  предложе­на программа комплексной педагогической поддержки профессионально-личностного становления будущих специалистов в об­разовательном пространстве современного технического вуза, включающая следующие направления:

- развитие мотивационно-деятелыюстных компонентов, обеспечивающих сбалан­сированность теоретической и практической подготовки специалистов, а при необходи­мости - коррекция общей направленности их учебной деятельности;

- воспитание у современного студенчества экологического мышления, пропаганда такой системы ценностей, в основе которой ценность человеческой популяции выступа­ет одной из ведущих;

- создание условий для развития востребованных на рынке труда коммуникативных умений и навыков будущих технических специалистов, обеспечивающих высокий уровень их адаптивности в современной ор­ганизационной среде;

- развитие интеллектуально-аналитических способностей и эмоционально-волевых качеств будущих специалистов, являющих­ся наиболее востребованными и значимыми в контексте специфики их профессиональ­ной подготовки;

- воспитание не только компетентного специалиста, но и полноценной, здоровой личности с такими сформированными качествами и свойствами личности, как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни.

К числу наиболее значимых факторов профессионально-личностного становления студентов технического университета относится, прежде всего, образовательное пространство вуза, которое определяет успешность их профессионально-личностного становления, и в целом способствуют созданию условий для полноценной реализации учебно-воспитательного взаимодействия между преподавателями и студентами.

Воспитательный процесс в техническом университете, предполагает реализацию следующих групп задач:

- профессиональных, направленных на создание условий:

- для профессионального самоопределения студентов;

- развития профессиональных специальных умений и навыков студентов;

- социально-педагогических, ориентированных на создание условий:

- для нравственного сознания, гражданской позиции, самосознания и соответству­ющей профессиональной миссии мотивации студента;

- формирования общей культуры студентов;

- формирования здоровьесберегающего стиля поведения студентов;

- социально-психологических, направленных на создание условий:

Для формирования социальной компетенции и максимально эффективной социальной адаптации студентов, как в процессе обуче­ния, так и для дальнейшей жизни в обществе;

- формирования благоприятного психологического климата в группах и коллективах вуза.

Основными принципами воспитания студентов технического университета мы полагаем:

- принцип ориентации на универсальные человеческие ценности и ценностные отношения;

- принцип целостности педагогического процесса и единства воспитательных воздействий - неразрывность профессионального и личностного воспитания; концентрация средств, методов и форм воспитания на развитии профессиональной, социальной и культурной компетентности личности;

- принцип эффективности социального взаимодействия и общественной направленности воспитания, связи воспитания с социальной и культурной жизнью личности и общества.

Подводя краткий итог, отметим, что воспитание студентов в техническом вузе должно представлять собой процесс создания условий, способствующих формированию у них ценностно-смыслового отношения к себе, к другим людям, к окружающему миру, актуализации потребности в саморазвитии личности будущего инженера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Средин, Г.В. Основы воспитательного компонента при формировании специалистов / Г.В. Средин // Учебное пособие. -2015г.

2.Чухров, А.С. Влияние воспитательного пространства ВУЗа на профессиональное становление будущих специалистов / А.С. Чухров // Вестник Томского государственного педагогического университета.-2016. - №4. -С. 34-37

 

Категория: 1. Профессиональная деятельность современного педагога в контексте компетентностного подхода | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 309 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика