УДК 377
ВОСПИТАТЕЛНЫЙ КОМПОНЕНТ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
А.Ф. Симаков, преподаватель,
факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орел
Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы реализации воспитательной функции в условиях образовательного процесса в техническом университете, анализируются педагогические условия и факторы профессионально-личностного становления студентов технического университета, обосновываются принципы воспитания студентов с учетом специфики технического образования.
Воспитание выступает неотъемлемой составляющей образования, приоритетная роль в реализации которого принадлежит государству и социальным институтам. В современной социокультурной ситуации стратегии в области воспитания определяются национальной Доктриной об образовании, принятой до 2025 года, и тесно связаны с проблемами развития российского общества. Основополагающая цель воспитательной системы в современном вузе состоит в «формировании социально зрелых граждан и специалистов, способных эффективноработать в условиях становления рыночной экономики. Эта общая цель подразделяется на две более конкретные:социальной адаптации, что означает подготовку молодого специалиста к жизни в российском обществе, развитие его задатков, освоение им социальной роли гражданина, необходимых для полноценной жизнедеятельности,профессиональной подготовки, что предполагает формирование профессиональных способностей и подготовку к самореализации в профессиональной сфере»
В системе социальных институтов, реализующих воспитательную функцию, особое место отводится учреждениям высшего профессионального образования. Предполагается, что кроме высокого уровня знаний, умений и навыков, формирования готовности к профессиональному росту и мастерству, вузы призваны способствовать становлению базовой культуры личности, ее духовно-нравственному развитию, что, собственно, и актуализирует ведущую рольвоспитания в процессе профессиональной подготовки молодежи. О таком значении высших учебных заведений в жизни студентов свидетельствует мировая история развития университетского образования
Исходя из значимости воспитательного компонента образования, может быть предложена программа комплексной педагогической поддержки профессионально-личностного становления будущих специалистов в образовательном пространстве современного технического вуза, включающая следующие направления:
- развитие мотивационно-деятелыюстных компонентов, обеспечивающих сбалансированность теоретической и практической подготовки специалистов, а при необходимости - коррекция общей направленности их учебной деятельности;
- воспитание у современного студенчества экологического мышления, пропаганда такой системы ценностей, в основе которой ценность человеческой популяции выступает одной из ведущих;
- создание условий для развития востребованных на рынке труда коммуникативных умений и навыков будущих технических специалистов, обеспечивающих высокий уровень их адаптивности в современной организационной среде;
- развитие интеллектуально-аналитических способностей и эмоционально-волевых качеств будущих специалистов, являющихся наиболее востребованными и значимыми в контексте специфики их профессиональной подготовки;
- воспитание не только компетентного специалиста, но и полноценной, здоровой личности с такими сформированными качествами и свойствами личности, как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни.
К числу наиболее значимых факторов профессионально-личностного становления студентов технического университета относится, прежде всего, образовательное пространство вуза, которое определяет успешность их профессионально-личностного становления, и в целом способствуют созданию условий для полноценной реализации учебно-воспитательного взаимодействия между преподавателями и студентами.
Воспитательный процесс в техническом университете, предполагает реализацию следующих групп задач:
- профессиональных, направленных на создание условий:
- для профессионального самоопределения студентов;
- развития профессиональных специальных умений и навыков студентов;
- социально-педагогических, ориентированных на создание условий:
- для нравственного сознания, гражданской позиции, самосознания и соответствующей профессиональной миссии мотивации студента;
- формирования общей культуры студентов;
- формирования здоровьесберегающего стиля поведения студентов;
- социально-психологических, направленных на создание условий:
Для формирования социальной компетенции и максимально эффективной социальной адаптации студентов, как в процессе обучения, так и для дальнейшей жизни в обществе;
- формирования благоприятного психологического климата в группах и коллективах вуза.
Основными принципами воспитания студентов технического университета мы полагаем:
- принцип ориентации на универсальные человеческие ценности и ценностные отношения;
- принцип целостности педагогического процесса и единства воспитательных воздействий - неразрывность профессионального и личностного воспитания; концентрация средств, методов и форм воспитания на развитии профессиональной, социальной и культурной компетентности личности;
- принцип эффективности социального взаимодействия и общественной направленности воспитания, связи воспитания с социальной и культурной жизнью личности и общества.
Подводя краткий итог, отметим, что воспитание студентов в техническом вузе должно представлять собой процесс создания условий, способствующих формированию у них ценностно-смыслового отношения к себе, к другим людям, к окружающему миру, актуализации потребности в саморазвитии личности будущего инженера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Средин, Г.В. Основы воспитательного компонента при формировании специалистов / Г.В. Средин // Учебное пособие. -2015г.
2.Чухров, А.С. Влияние воспитательного пространства ВУЗа на профессиональное становление будущих специалистов / А.С. Чухров // Вестник Томского государственного педагогического университета.-2016. - №4. -С. 34-37
|