Воскресенье, 19.05.2024, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 1. Профессиональная деятельность современного педагога в контексте компетентностного подхода

Развитие системы многоуровневой профессиональной подготовки бакалавров и магистров по направлению «Управление качеством»

УДК 658.018

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

 

К.В. Подмастерьев, д-р.техн.наук, профессор,

Н.В. Углова, канд.техн.наук, доцент, В.В. Марков, канд.техн.наук, доцент,

ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Орёл,

e-mail: pms35vm@yandex.ru

 

Аннотация. Рассмотрена проблема многоуровневой профессиональной подготовки бакалавров и магистров по направлению «Управление качеством», ориентированных на работу в условиях возрождающегося на Орловщине приборостроительного кластера, представленного не только сохранившимися крупными и средними промышленными предприятиями, но и новыми малыми предприятиями частного сектора экономики, работающими в сфере приборостроения.

Проблема возрождения на Орловщине комплекса промышленных предприятий приборостроительного кластера, сохранения и развития высококвалифицированного кадрового потенциала провозглашена одной из основных в региональной политике. При решении данной проблемы осуществляется комплексный подход, основанный на принципе многоуровневого профессионального образования. В городе Орле, благодаря деятельности кафедры «Приборостроение, метрология и сертификация» ОГУ им. И.С. Тургенева, удалось сохранить систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области приборостроения, метрологии, стандартизации, сертификации и менеджмента качества, а также соответствующую учебную инфраструктуру.

Система подготовки и повышения квалификации специалистов на Орловщине включает следующие направления:

1) подготовка бакалавров и магистров;

2) подготовка и переподготовка специалистов из числа работников предприятий через систему дополнительного профессионального образования;

3) повышение квалификации выпускников университета путём проведения семинаров по базовым проблемам обеспечения единства измерений;

4) повышение квалификации работников промышленных предприятий, организаций сферы услуг и государственных учреждений путём привлечения их к участию в работе научных конференций;

5) подготовка кадров высшей квалификации в системе послевузовского профессионального образования (аспирантура, соискательство и докторантура).

Понимая важность и необходимость подготовки кадров в рассматриваемой области, в университете ещё более 30 лет назад была учреждена специализация подготовки инженеров по базовой специальности «Приборостроение». В системе высшего технического образования концепция специализации заключается в формировании углубленных знаний по какому-либо узкому направлению деятельности в рамках специальности, на что выделяется достаточно существенный объём учебной нагрузки (более 10 %). Получая в процессе обучения в университете фундаментальное образование в области приборостроения, студенты изучают ряд дисциплин специализации, направленных на формирование у них базы знаний в области принципов конструирования и производства приборов и систем, основ метрологии, стандартизации и квалиметрии, методов контроля и управления качеством, сертификации систем качества, продукции и услуг, проведению сертификационных и государственных испытаний.

Получаемые знания создают базу для решения производственных задач: метрологическое обеспечение производства; разработка контрольно-измерительного и испытательного оборудования; подготовка продукции к сертификации. Отметим, что такие специалисты давно выпускаются и успешно трудятся на Орловских предприятиях.

Направление подготовки «Управление качеством», реализуемое на кафедре «Приборостроение, метрология и сертификация» ОГУ им. И.С. Тургенева, также направлено на кадровое обеспечение местных предприятий приборостроительного кластера, заполняя сегмент специалистов в области технического контроля, испытаний, сертификации приборостроительной продукции и систем менеджмента качества, а также, что немаловажно, – сегмент специалистов в области экономики, менеджмента и маркетинга, имеющих знания в области приборостроения. По мнению работодателей из числа руководителей приборостроительных предприятий г. Орла, такие специалисты более предпочтительны, чем «экономисты» в их «традиционном понимании» [1].

Подготовка бакалавров и магистров по направлению «Управление качеством» включает изучение комплекса дисциплин в следующих областях:

– метрология, стандартизация и сертификация, квалиметрия и статистические методы управления качеством;

– технология и оборудование, методы и средства измерений, испытаний, контроля в машиностроении и приборостроении;

– экономика, менеджмент и маркетинг, управление персоналом, финансовый и управленческий учёт;

– углубленная компьютерная подготовка (пакеты стандартных программ обработки данных и графической информации, базы данных, сети ЭВМ, средства коммуникации, системы защиты информации);

– углубленное изучение иностранного языка (в течение четырёх лет).

Как и все студенты технических специальностей, студенты по направлению «Управление качеством» изучают общеинженерные дисциплины, такие, как «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Теоретическая механика», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Основы конструирования и взаимозаменяемость», «Физические основы измерений и контроля», «Методы и средства измерений, испытаний и контроля» и многие другие. Особое внимание уделяется дисциплинам конструкторского, технологического и метрологического направлений. Изучение технических дисциплин создаёт основу для работы выпускников на инженерных должностях приборостроительных предприятий. На третьем курсе студенты проходят конструкторско-технологическую практику, изучая техническую сторону этой профессии.

Студенты в процессе обучения получают квалификацию бакалавра или магистра по направлению «Управление качеством», поэтому основное внимание при обучении уделяется специальным дисциплинам: «Всеобщее управление качеством», «Средства и методы управления качеством», «Статистические методы в управлении качеством», «Риск-менеджмент», «Управление качеством в строительстве», «Аудит качества» и другим. Полученные знания дадут выпускникам возможность работать в должностях «Инженер по качеству», «Эксперт по качеству», «Аудитор систем менеджмента качества». Во время ознакомительной производственной практики студенты знакомятся с действующими системами менеджмента качества организаций.

Выпускник по направлению «Управление качеством» – это не только инженер, но и менеджер. Студенты получают более углубленную, по сравнению с другими образовательными программами технических профилей, экономическую подготовку. Изучаются дисциплины: «Экономика», «Экономическое управление организацией», «Менеджмент и маркетинг», «Управление персоналом», «Основы предпринимательской деятельности», «Финансовый и управленческий учёт». Последняя дисциплина особенно важна, так как в процессе её изучения студенты получают теоретические знания и практические навыки в области бухгалтерского учёта.

Студент по направлению «Управление качеством» получает более глубокие, по сравнению со студентами других технических и экономических образовательных программ, знания в области информатики и программирования. Помимо общеобразовательной дисциплины «Информатика», студенты изучают дисциплины «Теория моделирования», «Информационное обеспечение, базы данных», «Сети ЭВМ и средства коммуникаций», «Информационные технологии в управлении качеством и защита информации», и ряд других. На первом курсе студенты проходят компьютерную учебную практику. Цель этой практики – изучение стандартных программ для обработки статистических данных, основ компьютерной графики, методов создания трёхмерных изображений, практическое изучение операционных и экспертных систем, распределённых баз данных и компьютерных сетей.

Из всех технических направлений, «Управление качеством» имеет самую отчётливую гуманитарную направленность, потому что качество – это общественное явление. Поэтому студенты получают полноценное гуманитарное образование, изучая дисциплины: «Отечественная история» и «История России ХХ века»; «Философия» и «Русская философия»; «Общая социология» и «Социология молодёжи», «Культура речи и стилистика» и «Основы психологии и педагогики»; «Культурология», «Логика», «Конфликтология».

В итоге получаются бакалавры, знающие законы и методы организации эффективных производств, умеющие применять их на практике, способные решать комплекс вопросов, связанных с проектированием и поддержанием функционирования систем управления, обеспечивающих требуемый уровень качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности приборостроительных предприятий.

Второй уровень высшего профессионального образования по направлению «Управление качеством» – магистратура. Структура и содержание основной образовательной программы (ООП) магистратуры по направлению «Управление качеством» существенно отличается от программы бакалавриата. Основное отличие ООП магистратуры и бакалавриата по данному направлению заключается в переходе от общих вопросов управления качеством в промышленности к организации специализированной подготовки в области приборов и методов контроля качества продукции и процессов производства, а также в области профессионально-педагогической деятельности.

В рамках подготовки по вопросам методов контроля качества продукции и процессов производства будущие магистры изучают дисциплины «Управление качеством в промышленности», «Методы анализа и обеспечения надёжности», «Современные проблемы обеспечения качества, конкурентоспособности и безопасности», «Информационные технологии в инструментальном контроле качества», «Инструменты и методы управления качеством», «Приборы и методы контроля веществ, материалов и изделий», «Методы и приборы неразрушающего контроля», «Автоматизированные системы контроля и измерительные комплексы», «Автоматизация контроля технологических процессов».

Подготовка в области профессионально-педагогической деятельности базируется на изучении дисциплин: «Философские проблемы науки и техники», «Педагогика высшей школы», «Психология и педагогика», «История и философия науки», «Компьютерные технологии в науке и образовании».

Анализируя опыт последних лет, можно констатировать, что наибольшая эффективность таких специалистов наблюдается тогда, когда они получают целевую подготовку по заказу конкретного предприятия, хотя бы в течение 1-2 лет. Дело в том, что специалист по управлению качеством, не ориентированный на особенности конкретного производства, имеет невысокую ценность. Необходимо знание специфики производства, выпускаемой продукции, технологий, необходима целевая подготовка. При реализации такого подхода учебный план направления согласуется с предприятием: студент походит практику, выполняет лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты в соответствии с предложениями предприятия. Так осуществляется целевая подготовка специалистов. И кафедра «Приборостроение, метрология и сертификация» ОГУ им. И.С. Тургенева готова оказывать содействие в этой работе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Подмастерьев, К.В. Проблема организации процесса непрерывной подготовки специалистов по направлению «Управление качеством» с учётом потребностей предприятий приборостроительного кластера / К.В. Подмастерьев, Т.П. Киселёва, В.В. Марков // Оптика и образование – 2014. Конференция в рамках международного оптического конгресса «Оптика – XXI век». – Санкт-Петербург, СПбГУ ИТМО, 21-22 октября 2014 г. – Тезисы докладов. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2014. – С. 50-51.

Категория: 1. Профессиональная деятельность современного педагога в контексте компетентностного подхода | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 416 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика