УДК 337
ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
О.А. Чаплыгин, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: ol.chaplygin@yandex.ru,
С.Н. Далинчук, канд. экон. наук, начальник отдела по работе с дилерами, АО «ГМС Ливгидромаш», г. Ливны,
e-mail: natalia_dln@mail.ru
Аннотация. В данной статье анализируются основные технологии личностно-ориентированного обучения; рассматривается понятие компетентность-инструмента, позволяющего личности быть автором, инициативным преобразователем самого себя и внешнего мира; набор ключевых образовательных компетентностей.
Учебный процесс является неразрывным единством трех составляющих: информационной (передача, прием, накопление, преобразование, хранение и применение информации - содержания обучения), психологической (становление и развитие человеческой индивидуальности) и кибернетической (управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых) [1].
Длительное время среди этих компонентов предпочтение отдавалось первой.
Главной целью образования считалось формирование у обучаемых знания основ наук. Однако сегодня в обществе это не считается приоритетом. На первый план выступает личностное развитие. Недаром все чаще мы говорим о личностно-ориентированном обучении. Но представляется, что отечественная школа пока не совсем готова к такой постановке задачи.
Поэтому сейчас первой по значимости оказывается кибернетическая составляющая учебного процесса: ученик учится, а школа организует этот процесс и управляет им. Но если рассматривать учебный процесс как кибернетический, то он должен подчиняться фундаментальным принципам и теоремам этой науки.
С точки зрения кибернетики происходящее в классе можно рассматривать как сложную систему с регулированием вариаций, где преподаватель с его образовательной технологией является управляющей системой, а ученики - управляемым объектом.
Рассмотрим основные технологии личностно-ориентированного обучения.
Технология разноуровнего обучения.
Можно выделить следующие категории учеников, в зависимости от их способностей:
- малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
- около 90% ученики, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы. Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.
Технология коллективного обучения.
Данная технология имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».
При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.
Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.
Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Преимущества технологии коллективного взаимообучения:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе взаимного общения включается па мять, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда и т.д.
Технология сотрудничества.
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха [3].
Технология модульного обучения.
Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения.
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).
Технология перспективно - опережающего обучения
Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Основа системы С.Н. Лысенковой - опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок [1].
В современной педагогической науке закрепляется точка зрения, что именно компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные процессы модернизации образования. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Компетентность представляет собой культурное новообразование личности, т.е. совокупность ценностей, убеждений, знаний, дорастающих до полноценных деятельностей [2].
Личностная культурно-образовательная компетентность – это элемент личности, развивающейся под воздействием образования и самообразования, личности самостоятельно образовывающейся.
Компетентность-инструмент, позволяющий личности быть автором, инициативным преобразователем самого себя и внешнего мира.
Современное образование должно обеспечить освоение позиции соавтора, соучастника, что приводит к снятию психологических препятствий к усвоению материала, деятельностного освоения знаний.
Идея компетентностно-ориентированного образования – один из ответов системы образования на целостный социокультурный заказ.
Многие знакомы с перечнем компетенций, предложенным известным дидактом А.В.Хуторским «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования»:
- ценностно-смысловая;
- общекультурная;
- учебно-познавательная;
- информационная;
- коммуникативная;
- социально-трудовая;
- компетентность личностного самосовершенствования [2].
Набор ключевых образовательных компетентностей, в том числе и при преподавании экономических дисциплин, может варьироваться, оставаясь более-менее постоянным:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени) [4].
Компетентностный подход при преподавании экономических дисциплин предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющим им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Задача преподавателя - развивать у студентов способности эффективно действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, поиске новых способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.
Наиболее типичные методы формирования и развития ключевых компетенций:
- обращение к прошлому опыту;
- решение и обсуждение проблемных задач и ситуаций;
- дискуссия студентов, столкновение их субъектных позиций;
- деловые и ролевые игры, лабораторные и практические работы;
- проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.
Следует помнить, что некоторые формы и методы, не обеспеченные специальными дополнениями (самооценка, групповое целеполагание) не способствуют развитию ключевых компетенций, например, монолог преподавателя, фронтально-индивидуальный опрос, проверочная работа в традиционной форме, демонстрация видеофильма, самостоятельная работа с учебником по заданиям, указанным учителем.
В заключении хотелось бы отметить, что современные инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски учеников или студентов.
Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бычкова, Ю.С. Современные педагогические технологии / Ю.С. Бычкова. – Режим доступа: http://nsportal.ru
2. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования [Текст] / И. Осмоловская // Директор школы.-2006.-№8.- С.64-69.
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – Режим доступа: http://charko.narod.ru
4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2013. - №2. – С.58-64.
|