Воскресенье, 19.05.2024, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 1. Профессиональная деятельность современного педагога в контексте компетентностного подхода

Информационная компетентность педагога

УДК 371

информационная компетентность педагога

 

И.В. Рудоманенко, канд. пед. наук,

Карачевский филиала ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,

e-mail: ira-nika3@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен компетентностный подход. Он приобретает особую значимость при подготовке учителей. Информационная компетентность является одним из важнейших компонентов профессионального мастерства учителя. Формирование информационной компетентности учителя является важной составляющей его профессионализма.

Актуальной теоретической и прикладной задачей современной педагогики и методики преподавания является проблема внедрения в образование компетентностного подхода, определение психологических, педагогических, дидактических и методических условий эффективности этого процесса.

В связи с необходимостью подготовки квалифицированного конкурентоспособного на рынке труда специалиста соответствующего уровня и профиля, готового к постоянному профессиональному росту в условиях информатизации современного общества и развития новых наукоемких технологий [3], компетентностный подход провозглашен как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования и положен в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения

Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Задача образования — актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования, что возможно в рамках компетентностного подхода [4].

На основе сравнительного анализа подходов к определению ключевых компетенций О. Л. Жук выделяет пять основных групп:

1) социально-личностной сфере;

2) учебной, трудовой (профессиональной) деятельности;

3) коммуникации;

4) информационной сфере;

5) личностному самосовершенствованию.

Данная классификация ключевых компетенций отражает развитее человека в течение жизни. В целом пять выделенных О. Л. Жук ключевых компетенций включают в себя следующие компоненты:

  • социальные, обеспечивающие ценностно-смысловую направленность личности, сформированность гражданской, валеологической и психологопедагогической грамотности и культуры, а также психосоциальную адаптацию;
  • профессиональные, связанные с овладением проектировочно-рефлексивными умениями, способностью и готовностью решать профессиональные задачи высокой степени неопределенности, осваивать и разрабатывать инновации в сфере образования;
  • коммуникативные, включающие культуру речевого поведения, языковую грамотность и способность к продуктивному общению и сотрудничеству;
  • информационные, связанные с поиском, хранением, обработкой и представлением информации, владением компьютерной грамотностью и информационными технологиями;
  • образовательные, обеспечивающие способность и готовность к самостоятельной познавательной работе, постоянному самообразованию и самосовершенствованию, профессиональному росту, научно-исследовательской деятельности [2].

Национальная образовательная политика в настоящее время предъявляет новые требования к качеству подготовки учителя. Центральное место среди основных квалификационных требований и характеристик качества подготовки занимают профессиональные педагогические компетентности. Формирование компетентностей учителя информационных образовательных технологий и разработка новых моделей образования на компетентной основе является вопросом первостепенной важности.

Одним из важнейших компонентов профессионального мастерства учителя является информационная компетентность – личностная характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности учителя.

Задачи подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимым уровнем информационной компетентности, решаются на всех уровнях системы педагогического образования. Однако особо остро они стоят в системе дополнительного профессионального образования учителей.

Система повышения квалификации педагогических работников имеет дело с разноуровневой целевой группой, степень базовой подготовки которой в области применения ИКТ достаточно широк. Вместе с тем следует отметить, что учителям важно постоянное совершенствование информационной компетентности, так как стремительное развитие ИКТ-технологий требует постоянного обновления знаний и умений педагогов, формирования их готовности к использованию тех технологий, которые будут распространены в будущем. Поэтому наличие определенных базовых знаний и умений в области ИКТ недостаточно для их успешного использования в практической деятельности учителей. Учитывая скорость развития ИКТ-технологий, следует признать, что в настоящее время педагогам значительно чаще требуется повышение уровня информационной компетентности. Именно поэтому в настоящее время актуальным является внедрение новых форм повышения информационной компетентности педагогов [1].

Модель формирования информационной компетентности педагога можно представить в виде пяти взаимосвязанных блоков: освоение инструментальных возможностей ИКТ; освоение педагогических возможностей ИКТ; опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс; внедрение ИКТ в образовательную практику; новая организация образования на основе использования ресурсных возможностей ИКТ. Целевым ориентиром деятельности в рамках повышения квалификации педагогов является создание организационно-педагогических условий для формирования и совершенствования информационной компетентности педагогов в процессе дополнительного образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов, М. В. Совершенствование ИКТ-компетенстности учителя-предметника в процессе дистанционного обучения [Текст] / М. В.  Анисимов // Информатика и образование, № 6 – 2009. С.114-115.
  2. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009. – 336с.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 № 393
  4. Тарасова, Н.В. Стратегия реализации компетентстного подхода в образовании: историко-педагогический аспект / Н.В. Тарасова. – М.: ФИРО, 2007. – 52 с.

 

 

 

 

 

Категория: 1. Профессиональная деятельность современного педагога в контексте компетентностного подхода | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 304 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика