Воскресенье, 19.05.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 1. Профессиональная деятельность современного педагога в контексте компетентностного подхода

Актуальные проблемы подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства национальным чемпионатам «Абилимпикс»

УДК 377.6

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА НАЦИОНАЛЬНЫМ ЧЕМПИОНАТАМ «АБИЛИМПИКС» И «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ WORLDSKILLS RUSSIA»

 

Т.В. Плуталова, преподаватель,

БПОУ ОО «Орловский техникум технологии и предпринимательства

имени В. А. Русанова»,

e-mail: plutalova69@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье описывается опыт подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства и чемпионатам «Абилимпикс» и «World Skills» по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

В системе профессионального обучения студентов в последние годы приоритетом является олимпиадное и конкурсное движение, это важный инструмент достижения целевых показателей качества образования.

Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства проводятся в целях предъявления студентами компетенций, освоенных в процессе обучения и профессиональной деятельности; выявления готовности студентов к самостоятельным действиям и решению проблемных ситуаций; расширения практики взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями в условиях партнерства; повышение востребованности на рынке труда

История проведения конкурсов профессионального мастерства по профессиям «портной» и «закройщик» в нашем техникуме восходит к 70-м годам прошлого века. Алгоритм его проведения прекрасно отработан. Конкурс состоит из олимпиады – теоретического тура, в ходе которого студенты демонстрируют знание терминологии, умение решить профессиональную ситуационную задачу, и из практической части, главная задача которого – демонстрация профессиональных компетенций выкроить и изготовить швейное изделие за определённое время и с должным качеством.

Участие студентов техникума в национальных чемпионатах было логичным и явилось продолжением и развитием конкурсного движения. Условия проведения и критерии, конечно, были приведены в соответствие с требованиями данных чемпионатов. Поскольку техникум с 2013 гола вошёл в Государственную программу «Доступная среда» и является образовательным учреждением с инклюзивной формой обучения студентов с разными образовательными потребностями, то студенты с ОВЗ принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства.

Комиссия экспертов – это преподаватели и мастера производственного обучения швейного отделения техникума, со стажем работы по своей специальности, имеющие первую и высшую категории, а также имеющие удостоверения на право быть экспертом на региональных чемпионатах. Главным экспертом разрабатывается конкурсное задание, состоящее из двух, трёх или четырёх модулей, а также инфраструктурный лист, техническое описание, контрольно-измерительные и оценочные материалы. Далее документацию рассматривает комиссия экспертов, которая вносит изменения и дополнения. Конкурсное задание и документация к нему для студентов с ОВЗ несколько отличается от той, которая предлагается обычным студентам: в нём меньше модулей и более подробные инструкции. Главный эксперт совместно с экспертами имеет право внести 30% изменений.

Не менее, чем за два месяца студенты 2 и 3 курсов информируются о проведении конкурса и получают задание к нему. В зависимости от количества групп определяется количество участников. Для подготовки к конкурсам успешно применяются проектные технологии. Методом творческого проекта ведётся разработка эскизов, технических рисунков, затем строится базовая конструкция. На основе этой конструкции каждый студент, в соответствии со своим рисунком, наносит индивидуальные модельные особенности и выполняет разводку на бумаге. После контроля преподавателя студенты выбирают из таблиц припуски на швы, намечают их на бумаге, наносят контрольные надсечки, намечают необходимые линии и надписи. Переход к подготовке по следующему модулю осуществляется после контроля и оценки качества выполненной работы.

В олимпиаде «WorldSkills», по сравнению с «Абилимпикс», существует ещё два модуля, связанных с эскизированием и выполнением наколки ткани на манекен. Для выполнения эскизирования на уроках, дополнительных занятиях и консультациях проводятся беседы по определению стилей в костюме, разновидности отдельных элементов. Выдаётся домашнее задание по поиску интересных вариантов в сети интернет, журналах мод и других источниках. На уроках моделирования студенты тренируются в выполнении эскизов разных видов и стилей.  Для реализации последнего модуля необходимо продемонстрировать собственные идеи, например, из куска материла  выполнить наколку платья на манекен, затем наметить все основные линии, расколоть, наметить припуски, сметать и надеть на манекен. Такой модуль нетворческому человеку не выполнить! Поэтому преподаватель отбирает участников конкурса с учётом тестирования на креативность, а затем систематически развивать креативность участника конкурса, выдавая соответствующие задания. Задача модуля - наиболее точно приблизить изделие на манекене к заданной фотографии.

Так происходит подготовка к конкурсам профессионального мастерства и  Национальным чемпионатам «Абилимпикс» и «WorldSkills Russia» по компетенциям «Портной» и «Технологии моды».

Результатом подготовки студентов являются победы в региональных этапах чемпионатов. В 2017 году первое место на региональном этапе чемпионата «Абилимпикс» заняла студентка Проскурина Анастасия, получившая 84,6 баллов из 100. На общероссийском этапе она заняла 6 место из 19 участников, набрав 48 баллов и отстав от лидера на 13 баллов.

Рисунок 1- Участник «Абилимпикс-2017», г. Москва, Проскурина Анастасия

 

В 2018 году победителем регионального этапа чемпионата «Абилимпикс» стала студентка нашего техникума Попова Ольга, получившая 96,8 баллов из 100.

   

 

Рисунок 2 - Участники регионального этапа чемпионата «Абилимпикс-2018»        

Участие студентов в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства способствует развитию креативности и критического мышления, повышению интереса студентов к учебно-исследовательской деятельности. Олимпиадное движение позволяет выявлять и поощрять талантливых студентов, повысить их самооценку и заявить о себе, как о профессионале. Поэтому олимпиады профессионального мастерства являются одним из наиболее перспективных инновационных направлений в современном образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО. Конкурсные задания.   [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.olimpiada-profmast.ru/konk_zadzniya/  (дата обращения: 4.11.2018)

2. Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования. – Всероссийская образовательная программа РОСМЕТОД. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://rosmetod.ru (дата обращения: 5.11.2018)

3. Слизкова Е. В., Астаева С. С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 101-105.   

Категория: 1. Профессиональная деятельность современного педагога в контексте компетентностного подхода | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 1540 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика