Вторник, 07.05.2024, 22:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

Воспитательный и эстетический аспект просветительских мероприятий

УДК 378.18

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

М.В. Ковалева, доцент, канд. ист. наук,

Мценский филиал ПГУ, г. Мценск,

e-mail: lenhorlens@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности применения воспитательных и эстетических принципов в период подготовки и проведения просветительско-образовательных мероприятий.

Мир, окружающий нас, является сложным комплексным единством, раскрывающимся человеку в процессе познания во всём многообразии его проявлений. В процессе изучения устройства мира человечество разделило с помощью частных наук единое целое на отдельные области знаний. С одной стороны, существование частных наук помогает глубже проникнуть в ту или иную область действительности, классифицировать и чётко систематизировать относящиеся к ней явления. С другой стороны,  разделение действительности на отдельные области знаний в процессе обучения дробит единую картину мира у студентов, создаёт у них ложное представление о реальности.

Простое усвоение знаний без их эмоционального восприятия ведёт обучающихся к обеднению их внутреннего мира и однобокости духовного развития. Следовательно, процесс обучения и воспитания должен выступать как целостное единство содержания, методов и форм образования. Ф.Ш. Салитова Отмечает: «Интеграция, взаимообусловленность профессиональной подготовки и развития духовно-нравственной культуры будущих специалистов, «отвечает инновационным образовательным тенденциям, обусловленным вхождением России в мировое образовательное пространство». [2, С.114]

Восстановлению комплексного  восприятия действительности  могут способствовать просветительско-воспитательные мероприятия, проводимые на стыке  нескольких дисциплин. Таким мероприятием послужил прошедший в Мценском филиале ФГБОУ ВО ПГУ вечер памяти французского поэта эпохи Возрождения Пьера Ронсара (1524 – 1585) «Но кто-нибудь в веках найдёт мой тусклый след…».

Помимо просветительской и воспитательной направленности мероприятие преследовало цель привлечения внимания студентов к эстетической стороне действительности. Не секрет, что современная жизнь даёт немного возможностей обычному человеку встретиться с чем-то по-настоящему прекрасным.  Значительная часть студентов происходит их семей, где эстетической восприятие действительности сведено к минимуму, а потому  у них самих также почти не возникает потребность приобщиться к прекрасному в результате собственных поисков и усилий.

Структура построения хода мероприятия позволила обеспечить сквозные связи между рядом учебных дисциплин. Удалось объединить знания не только по литературе, истории искусства и иностранным языкам, но и воспользоваться опытом студентов, обучающихся по специальностям, связанным с пищевым производством.

Жизнь Пьера Ронсара была показана на фоне широкой картины общественной и повседневной жизни Франции  XVI века.

Узнавая  о юных годах поэта, проведённых при дворе французских королей, студенты познакомились не только с идеалом человека эпохи Возрождения, ожидаемыми от него качествами и умениями, но и с целым комплексом явлений придворной жизни, где эти качества формировались и проявлялись. Они узнали об особенностях времяпровождения образованной элиты эпохи Возрождения, танцах, популярных видах спорта, особенностях мировоззрения и предрассудках. Через рассказ о годах обучения они получили некоторые сведения о системе образования того времени.

Культура человека эпохи Возрождения заключалась не только в интеллектуальном развитии, но и в умении вести себя, в частности за столом во время пира. Рассказ об особенностях застольного  этикета сопровождался широким обзором кулинарных пристрастий французов XVI века.

Важным воспитательным моментом повествования о жизни великого французского поэта стал рассказ о занятой им активной жизненной позиции, чему не помешала болезнь, закончившаяся для него глухотой, а также о сознательном удалении Ронсара от королевского двора, когда в его культурной жизни стали преобладать низкие эстетические потребности.

Большой интерес у участников мероприятия вызвало чтение произведений поэта на старофранцузском языке с параллельным русским переводом на экране. Неожиданно для организаторов идея изучения старинных текстов была активно поддержана студентами, которые сами подключились к поискам толкований и комментариев к ним, выяснению особенностей чтения и произношения.

Стремление к созданию целостной образно-эмоциональной картины жизни Пьера Ронсара привело участников и организаторов к мысли о необходимости задействовать не только зрительные, но и слуховые ощущения зрителей: повествование сопровождалось сменой слайдов на экране и французской музыкой эпохи Возрождения. В этой связи следует отметить необходимость строгого отбора изобразительного и музыкального сопровождения  на подобных мероприятиях. Зрительных образов должно быть достаточно, но их количество не должно утомлять.

Отбирая образный и звуковой материал, следует руководствоваться принципом единства внутреннего содержания и внешней совершенной художественной формы.  Следует отбирать «наиболее типичные и яркие произведения, отражающие наиболее важные и значительные периоды общественной жизни и вырабатывающие наряду с идейно-эстетическим идеалом и высоким художественным вкусом глубокую потребность в наслаждении искусством, общении с ним, познании через него жизни общества…»[1, С.98]

При отборе необходимо также учитывать современный эстетический опыт зрителей и слушателей. Образ, звучание стихов и сопровождающей их музыки должны сочетаться в единое, гармоническое,  волнующее переживание. Усилению эмоционального воздействия старинных произведений искусства способствует краткое изложение истории их написания, подборка портретов людей, к которым они обращены. Слишком ярко выраженная необычность образа или звукового ряда может вызвать диссонанс в восприятии, недоумение, неуместный смех. К непривычному образу, если его включение оправданно и необходимо, нужно подводить постепенно, сопровождая необходимыми пояснениями, которые снимут недопонимание.

Однако воздействие на зрителя оставалось бы неполным, если бы не были включены такие ощущения, как осязание, обоняние и вкус. Прикоснуться к эпохе Возрождения участники могли не только умозрительно, но и  материально, попробовав в конце блюда французской кухни XVI века – салат, пироги, эклеры, сидр и виноградный сок.

Участие в подготовке и проведении подобных мероприятий, а также присутствие на них в качестве зрителей позволяют студентам не только приобрести новые знания, но и получить нравственный урок, насладиться приобщением к высоким видам искусства.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Лихачёв, Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. / Б.Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1982.

2. Салитова, Ф.Ш. Проблемы нравственного развития личности в системе современного высшего образования./ Ф.Ш. Салитова. // Сервис в России и за рубежом. - 2015. - № 2(58). – С.113 – 121.

Категория: 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования | Добавил: Zvyagina (18.02.2016)
Просмотров: 731 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика