Вторник, 07.05.2024, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

Толерантность как важнейший компонент педагогической культуры преподавателя

УДК 37.015.3

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Е.А. Колякина, канд. социол. наук,

зам. директора по учебно-методической работе,

Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны

 

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие «толерантность» применительно к практике педагогической деятельности. Также анализируется структура толерантности педагога, акцентируется внимание на источнике формирования толерантонсти.

Всесторонний учет инновационных процессов, происходящих в развитии современного научного знания, способствует формированию стратегий согласия, сосуществования, разумного уровня компромисса в профессиональной деятельности.

Анализ философской, социологической, историко-политической и психолого-педагогической литературы показал, что следует ввести в контекст педагогической культуры преподавателя термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» - терпение, снисходительность) [2, С.498]. В «Декларации принципов терпимости» (принята ООН в 1995г.) отмечено: «… толерантность означает правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания. Открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений» [1, С.10]. Мы рассматриваем толерантность как одно из необходимых условий эффективной подготовки будущего специалиста – выпускника профессиональной образовательной организации. Это предполагает выстраивание студентом собственного профессионально-образовательного маршрута – от выбора конкретной специальности и учебного заведения до овладения будущей профессией.

Осваивая содержание образования и реализуясь как личность в образовательном процессе, обучаемый попадает в сложные познавательные ситуации, когда высказываются различные оценочные суждения. Участвуя в разнообразной познавательной деятельности обучаемый сталкивается с теми или иными конфликтными ситуациями, требующими принятии продуктивных решений. Обладая опытом разрешения проблемных ситуаций выпускник приобретает знания, умения и навыки аксиологического характера, так необходимые в будущей профессиональной деятельности.

Важным источником формирования толерантности является педагогическое общение преподавателя и студента, когда первый предстает в качестве эталона поведения в различных ситуациях: во время аудиторного занятия, в неформальном общении, в период руководства дипломными, курсовыми, реферативными работами студентов, в ходе производственной практики, в процессе проведения научных исследований и т.д.

Обобщая практический опыт профессионального обучения можно назвать следующие способы и средства формирования толерантности:

- включение в содержание образования противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, отношений в изучаемом материале;

- обращение к такому типу мышления, который ориентируется на единство «противоборствующих» свойств отношений;

- использование историко-научных и биографических фактов и сведений, иллюстрирующих проявление отмеченных качеств в конкретных фрагментах научного познания.

К сожалению, нет на сегодняшний день должной терпимости в разрешении противоречий между знаниевоцентристским и деятельностным подходами: в процессе преподавания студента стараются «напичкать» максимально возможным объемом информации. Неправомерное предпочтение по-прежнему отдается теоретическому обучению, абстрактным, модельным конструкциям и представлениям в противовес отодвигаемым на задний план стратегиям практико-преобразовательной деятельности.

Говоря о методиках и технологиях формирования толерантного стиля мышления и деятельности отметим, что в большей степени формированию толерантности в образовательном процессе способствуют нетрадиционные формы организации учебного процесса: диспуты, мини-конференции по актуальным проблемам современности, мероприятия, проводимые на основе состязательности, в условиях создания «конфликтной среды».

Толерантность преподавателя проявляется в ситуации, когда необходимо выявить истинные причины возникновения того или иного противоречия. В контексте нашей проблематики представляется, что в структуре толерантности педагога можно выделить четыре независимых блока: концептуальный, психолого-педагогический, коммуникативный, интегративно-личностный.

К концептуальному отнесем осведомленность преподавателя в той или иной области науки, философско-социальную и экономическую подготовку. Психолого-педагогический аспект предполагает логику построения при изучении дисциплины, выбор способов трансляции информации, определение времени. Необходимого для усвоения материала. Педагог должен осознать: конкретная дисциплина, которую он преподает, хотя и  имеет для него несомненную личную значимость и научную самоценность, является лишь звеном в цепи непрерывной подготовки студента к будущей профессиональной деятельности. Поэтому следует укладываться в жесткие временные рамки при проектировании содержания дисциплины, соблюдать пропорции между различными фрагментами изучаемого материала, обеспечивать согласованность при изучении различных дисциплин.

Недопустимо при проектировании содержания изучаемой дисциплины «выпячивание» собственных предпочтений преподавателя. Приоритетными при конструировании содержания образования должны стать запросы как конкретного работодателя, так и потребности региональной экономики в целом.

Важной составляющей профессиональной компетентности является оценивание знаний студента. Преподаватель должен грамотно и умело донести до студента, что даже отрицательный образовательный результат выполняет не только контролирующую, но и стимулирующую функцию.

Коммуникативная составляющая профессиональной компетентности педагога формируется в толерантной образовательно-воспитательной среде, исключающей у студента комплекс боязни перед преподавателем на экзамене, нежелание высказывать собственное мнение, вести научный спор. Таким образом, толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя – это многокомпонентное качество личности выпускника – будущего специалиста, рассматриваемое как условие ее успешного профессионального и социального самоопределения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Б.С. Гершунский - Педагогика. – 2002.-№7. – С.10-12.
  2. Словарь иностранных слов [текст]. – Изд.13, стереотип.- М.: Рус.яз., 1986.
Категория: 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования | Добавил: Zvyagina (18.02.2016)
Просмотров: 578 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика