УДК 378.1
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Н.В. Горюшкина, учитель истории и обществознания,
Т.Б. Трубицына, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №2 г. Ливны», г.Ливны,
e-mail:iren280180@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния школьного музея «Моя малая Родина» на формирование коммуникативных и личностных компетенций обучающихся в рамках внедрения ФГОС, основана на практическом опыте обучающихся, который они приобретают в процессе музейной деятельности.
История – времен связующая нить,
а музей – это хранилище истории.
В 2006 году в средней школе №2 г. Ливны началась работа по созданию военно-патриотического музея. Не было в школе человека, который не внес бы посильный вклад в создание и развитие музея «Моя малая Родина». С 2000 года ученики и учителя собирали материалы, связанные с историей микрорайона школы, материалы об учителях и участниках Великой Отечественной войны, рабочих подшефного предприятия ОАО «Автоагрегат».
В музее «Моя малая Родина» представлено 5 постоянных экспозиций:
- «Город над Сосной»;
- «Учитель- это не профессия. Учитель - это призвание»;
- «Гордость школы – наши выпускники»;
- «Талантливая молодежь»;
- «Орловщина литературная».
С момента открытия музея прошло 10 лет. Изменилась социальная среда (микрорайон стал краше), информационная среда (доступны телевидение, Интернет), изменились дети и их интересы, отношение к прошлому, истории. А музей остался. Может ли он вписаться в педагогику ХХI века, найти свое место в период перехода на новые ФГОС?
Уверены, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.
Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?
Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности обучающихся реализуется через функции музея – воспитательную, исследовательскую, информативную, просветительскую, коммуникативную, эстетическую.
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.
Наиболее специфичной для школьного музея «Моя малая родина» формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии стали виртуальными. Появилась возможность не ходить с ребятами в музей, а наоборот нести информацию музея в классы к ученикам.
В музее уместно организовывать творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, с привлечением музейных экспозиций. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Музей дает обучающимся интегрированные знания. Музейный предмет помогает понять жизнь. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, провести экскурсию, принять участие в краеведческих и научно-практических конференциях.
Создатели школьного музея (обучающиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозициях, учатся приносить пользу другим людям, обществу.
Школьный музей способствует формированию метапредметных связей. Он даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты.
В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности к происходящим событиям.
Способствует развитию метапредметных компетенций обучающихся и проектная деятельность музея. На материалах музея были созданы проекты: «Ах ты, ливенка - гармонь», «От всей души», «Пять вех Ливенской культуры», «Я помню! Я горжусь!», «Казачество было, казачество есть, казачество будет», «Выпускники- гордость школы», «Молочные реки».
В условиях внедрения в образовательную среду новых средств обучения: компьютера и Интернета, появилась возможность чаще использовать информацию музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы работы.
Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе становится наиболее актуальным в наши дни. Нашей стране требуются люди, готовые к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На передний план выходит задача приобщения подрастающего поколения к деятельности, направленной на формирование активной жизненной позиции, чувства любви к Родине и уважения к историческому прошлому, к родному краю, гордости за свое Отечество.
В заключении, отметим, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс.
Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу обучающихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит 1 сентября в 1 классе, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей «Моя малая Родина». Для большинства детей это первый в жизни музей.
Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС. |