Воскресенье, 19.05.2024, 18:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

Школьный музей как средство реализации требований ФГОС

УДК 378.1

 

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

 

Н.В. Горюшкина, учитель истории и обществознания,

Т.Б. Трубицына, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ №2 г. Ливны», г.Ливны,

e-mail:iren280180@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния школьного музея «Моя малая Родина» на формирование коммуникативных  и личностных компетенций обучающихся в рамках внедрения ФГОС, основана на практическом опыте обучающихся, который они приобретают в процессе музейной деятельности.

История – времен связующая нить,

а  музей – это хранилище  истории.

В 2006 году в  средней школе №2 г. Ливны началась работа по созданию военно-патриотического  музея. Не было в школе человека, который не внес бы посильный вклад в создание и развитие музея «Моя малая Родина». С 2000 года ученики и учителя собирали материалы, связанные с историей микрорайона школы, материалы об учителях и участниках Великой Отечественной войны, рабочих подшефного предприятия ОАО «Автоагрегат».

В музее «Моя малая Родина» представлено 5 постоянных экспозиций:

  • «Город над Сосной»;
  • «Учитель- это не профессия. Учитель - это призвание»;
  • «Гордость школы – наши выпускники»;
  • «Талантливая молодежь»;
  • «Орловщина литературная».

С момента открытия музея прошло 10 лет. Изменилась социальная среда (микрорайон стал краше), информационная среда (доступны телевидение, Интернет), изменились дети и их интересы, отношение к прошлому, истории. А музей остался. Может ли он вписаться в педагогику ХХI века, найти свое место в период перехода на новые ФГОС?

Уверены, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС.  Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.

Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?

Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности обучающихся реализуется через функции музея – воспитательную, исследовательскую, информативную, просветительскую, коммуникативную,  эстетическую.

В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств -  деятельностный подход в музейной педагогике.

Наиболее специфичной для школьного музея «Моя малая родина» формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии стали виртуальными. Появилась возможность не ходить с ребятами в музей, а наоборот нести информацию музея в классы к ученикам.

В музее уместно организовывать творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, с привлечением музейных экспозиций. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Музей дает обучающимся интегрированные знания. Музейный предмет помогает понять жизнь. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, провести экскурсию, принять участие в краеведческих и научно-практических конференциях.

Создатели школьного музея (обучающиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозициях, учатся приносить пользу другим людям, обществу.

Школьный музей способствует формированию метапредметных связей.   Он даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты.

В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности к происходящим событиям.

Способствует развитию метапредметных компетенций обучающихся и проектная деятельность музея. На материалах музея были созданы проекты: «Ах ты, ливенка - гармонь», «От всей души», «Пять вех Ливенской культуры», «Я помню! Я горжусь!», «Казачество было, казачество есть, казачество будет», «Выпускники- гордость школы», «Молочные реки».

В условиях внедрения в образовательную среду новых средств обучения: компьютера и Интернета, появилась возможность чаще использовать информацию музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы работы.

Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе становится наиболее актуальным в наши дни. Нашей стране требуются люди, готовые к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На передний план выходит задача  приобщения подрастающего поколения к  деятельности, направленной на формирование активной жизненной  позиции, чувства любви к Родине и уважения к историческому прошлому, к родному краю,  гордости за свое Отечество. 

В заключении, отметим, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс.

Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу обучающихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит 1 сентября в 1 классе, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей «Моя малая Родина». Для большинства детей это первый в жизни музей.
Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра,  если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей  является эффективным средством реализации требований ФГОС.

Категория: 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования | Добавил: Zvyagina (18.02.2016)
Просмотров: 1280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика