Воскресенье, 19.05.2024, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

Производственная практика – неотъемлемая часть учебного процесса при освоении общепрофессиональных компетенций у студентов СПО

УДК 372

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОСВОЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПО

 

А.Л. Миронова, и.о. зав. кафедрой технологии машиностроения,

С.В. Киселева, старший преподаватель,

Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны

 

Аннотация. В настоящее время просматриваются тенденции роста производства, и нехватки квалифицированных специалистов в городе Ливны. Задача учебного заведения технической направленности видится, как механизм формирования культурно - образовательной среды нашего города.

Учебные заведения в наше время должны нести не только образовательную, но и просветительскую функции.

Тесного взаимодействия учебных заведений и предприятий в плане подготовки квалифицированного персонала недостаточно, так как в этой цепочке необходимо учитывать самое главное звено - молодежь. Как заинтересовать молодого человека получить образование, не по принципу «престижности» причем ничем не подкрепленной, а исходя из требований сегодняшнего, а лучше завтрашнего дня?

В создавшейся ситуации назрела необходимость популяризации технического образования, а также профессий связанных с техникой и технологией. Причем данная проблема является общей как для работодателей, так и для региональных учебных заведений. Ведь основная проблема уже не оснащенность, учебного процесса, предприятия охотно предоставляют современнейшее оборудование для проведения лабораторных и практических занятий, так как они сами в этом заинтересованы.

В реализации принципа политехнизма, усиления связи обучения с производством большую роль играют экскурсии, в тесном взаимодействии с предприятиями города.

Как один из путей решения поставленных задач является наличие всех видов практик в учебном плане для студентов СПО, начиная со второго курса.

Первая практика, которая проходит у студентов на втором курсе это учебная практика. Во время этой практики ребята знакомятся с металлорежущими инструментами, элементами технологического оснащения, оборудованием машиностроительного производства и постоянно посещают предприятия, в том числе АО «ГМС Ливгидромаш», ОАО «Промприбор», ОАО «Ливнынасос», ОАО «Автоагрегат», ОАО «ЛЗПМ», ООО «Арья Фордж», ОАО «Ливенка».

Объекты экскурсий тщательно подбираются, так как наблюдаемые в процессе экскурсии явления, установки, механизмы, технологические процессы должны быть связаны с изучаемым материалом.

Прохождение практики на предприятии является важным этапом изучения технологии машиностроительных производств, а также различных методов получения заготовок и обработки деталей, так как позволяет воочию увидеть уже внедрённое оборудование и убедиться в соответствии изученных в теории методов и приёмов обработки применяемым на практике.

Практика даёт возможность расширить и закрепить полученные в учебном заведении знания об организации различных типов производств, о расчётах, проектировании и методах внедрения всевозможных типов оборудования, приспособлений и инструмента.

Целью практики является также изучение конкретного технологического процесса и нахождение возможностей его усовершенствования с точки зрения экономии времени, энергии, оборудования и материалов с экономическим обоснованием. Это позволяет повышать эффективность производства и обуславливает его технический прогресс.

Эффективность производства, его технический прогресс, качество выпускаемой продукции во многом зависят от опережающего развития производства нового оборудования, машин, станков и аппаратов, от всемерного внедрения методов технико-экономического анализа, обеспечивающего решения технических вопросов и экономическую эффективность технологических и конструкторских разработок.

Технический прогресс в машиностроении характеризуется не только улучшением машин, но и непрерывным совершенствованием технологий их производства. Важно качественно, экономично и в заданные сроки с минимальными затратами индивидуального и общественного труда изготовить машину.

Развитие новых прогрессивных технологических процессов обработки способствует конструированию более совершенных машин и снижению их себестоимости. Эффективность производства, его технический прогресс, качество выпускаемой продукции во многом зависят от опережающего развития производства нового оборудования, машин, станков и аппаратов, от всемирного внедрения методов технико-экономического анализа.

Как один из способов мотивации и популяризации, а также повышение интереса к прохождению практики является традиционная конференция «Практика по профилю специальности», проводимая на кафедре технологии машиностроения на протяжении десяти лет.

В ходе данного мероприятия учащиеся 4-го курса подводят итоги производственной практики на протяжении всего периода обучения. Это дает возможность для выпускников показать свои достижения, так как многие из студентов 4-го курса уже являются сотрудниками промышленных предприятий, работая как в качестве инженерно–технического персонала, так и на рабочих местах в цехах предприятия.

 

Рисунок 1 – При проведении конференции «Практика по профилю специальности»

 

Кроме этого, данное мероприятие имеет мощный воспитательный ресурс для студентов младших курсов. Немаловажную роль в этом играет наличие видеороликов, слайдов, присутствие на мероприятии ведущих специалистов и представителей отделов кадров предприятий, которые дают, как правило, высокую оценку трудовой деятельности наших студентов.

 

Рисунок 2 – Начальник отдела кадров АО «ГМС Ливгидромаш»

Яхонтова О.А. вручает почетные грамоты и денежные премии студентам гр. Т 41

Рисунок 4 – Директор Ливенского филиала Бологов Е.Н. вручает свидетельства о присвоении квалификации Токарь 2- го
разряда студентам группы Т41

 

Приятно слышать выступления наставников, которые рука об руку работают с ребятами, передавая богатейший опыт работы. Среди представителей работодателей много наших бывших выпускников, поэтому обстановка на мероприятии складывается очень теплая и душевная, что, кстати, позволяет студентам легче адаптироваться, как во время прохождения практики, так и при дальнейшем трудоустройстве.

Стало доброй традицией, по итогам практики представители работодателя приглашают студентов на работу, организуя им неполный рабочий день, кафедра также идет навстречу при формировании расписания занятий и заданий на курсовые работы и проекты по конкретным заданиям предприятия. То есть студент, работая, может при выполнении курсового проекта изучить оборудование, технологическую оснастку, металлорежущий инструмент, который применяется на предприятии при изготовлении конкретной детали.

Благодаря таким тесным связям предприятий машиностроительного комплекса и Ливенского филиала ребята имеют возможность получить по окончании практики по профилю специальности свидетельства о присвоении квалификации Токарь 2- го разряда.

Именно такие мероприятия дают студентам возможность почувствовать себя нужными и значимыми в своем городе, в своей профессии, это делает их патриотами своей малой родины, дает им импульс для дальнейшего развития, формируют ценностные приоритеты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Миронова А.Л.        Кружок «Юный машиностроитель» – как одно из ин-новационных направлений адаптации учащихся в образовательной системе «Школа - ВУЗ»          // Проблема качества среднего профессионального и высшего образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения: Материалы региональной науч-но–практической Интернет–конференции Орел: Госуниверситет–УНПК, 2015. –  378 с., стр. 167-170.

2. Киселева С.В. Образовательные технологии в системе «Школа-ВУЗ-производство»    // Проблема качества среднего профессионального и высшего образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения: Материалы региональной науч-но–практической Интернет–конференции Орел: Госуниверситет–УНПК, 2015. –  378 с., стр. 125-129.

Категория: 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования | Добавил: Zvyagina (18.02.2016)
Просмотров: 1073 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика