Среда, 08.05.2024, 06:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

Применение инновационных технологий в воспитательной работе

УДК 377.01

 

 ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

И.А. Марченкова, преподаватель высшей квалификационной категории кафедры «Естественнонаучные дисциплины»,

Мценский филиал ПГУ, г. Мценск,

e-mail: marcheckova@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье: в современных условиях особую актуальность приобретает поиск путей становления у подрастающего поколения способности осознавать и изменять мир вокруг себя, активно решать проблемы личного и профессионального самоопределения, современные технологии позволяют разнообразить формы работы с молодежью,  технологии: здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, игровые технологии, информационно-коммуникационные инновационные технологии.

В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

В современных условиях особую актуальность приобретает поиск путей становления у подрастающего поколения способности осознавать и изменять мир вокруг себя, активно решать проблемы личного и профессионального самоопределения. Изменения, происходящие во всех сферах российского общества, предъявляют иные, нежели ранее, требования,  как к подрастающему поколению, так и к тем, кто воспитывает и обучает это поколение.

Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь группы и вуза.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более  творческими, упростить  процесс общения с учащимися и их родителями.

Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании [1]. 

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы в работе кураторов Мценского филиала ПГУ вводиться информационно-коммуникационные инновационные технологии.

Современная теория воспитания трактует,  воспитательный процесс- это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность, ведь это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Процесс воспитания – процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности. Однако это не исключает того, что в какой ‑то момент приходится уделять больше внимания тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов.

Педагогическая технология - это продуманная  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с  обеспечением комфортных условий для учащихся и преподавателя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях преподавателю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий [2]. 

Воспитательная работа неизменно выступает неотъемлемой составляющей подготовки специалиста в вузе. Она неразрывно связана с учебно-научным процессом, включает в себя учебный и внеучебный временной период, призвана охватить своим влиянием все категории обучающихся.  Главной целью воспитательного процесса является подготовка творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями и высокими гражданскими качествами.

В своей работе использую технологии: здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья обучающихся и обучения  навыкам сохранения его. Игровые технологии использую также при проведении классных часов. Также при проведении классных часов нельзя не остановиться на  технологии личностно-ориентированного, в центр которого ставилась  личность обучающего, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа  учитывается обогащение жизненного опыта учащегося, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.

Также хотелось выделить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей  самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Преподаватель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Учащиеся сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у обучающихся нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни. [5]. 

В связи с компьютеризацией  стало возможным использование современных компьютерных технологий в воспитании личности. Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных учебным заведением целей. Красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой, творческий, естественный процесс. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов студенты могут, не выходя из аудитории. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой куратор может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайты.

   Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.    

    И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого преподавателя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : учеб. пособие / Ю.Г. Фокин. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 224 с.
  2. Герасимов, Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1999.- 234с.
  3. Евдокимова, Т.Г. Инновационный менеджмент. - СПб.: «Вектор», 2005.
  4. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью.- М., ИНФРА-М, 2005.- 435с.
  5. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007.
  6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание.  - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

 

Категория: 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования | Добавил: Zvyagina (18.02.2016)
Просмотров: 3884 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика