Вторник, 07.05.2024, 16:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

Правовая культура личности в контексте становления и развития гражданского общества и правового государства

УДК 347.1

 

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Л.В. Рыкова, преподаватель,

Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны

 

Аннотация. В данной статье автор рассматривает стороны и уровень правовой культуры гражданина, отношение личности к правовому образованию, развитие гражданского общества.

Опыт политико-правовой мысли свидетельствует о том, что для правового государства необходимо признание и соблюдение неотчуждаемых прав человека, верховенства прав и правовых законов, надлежащая правовая организация самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей. В настоящее время формирование гражданского общества в России считается официальной целью проводимых в стране реформ. В этой связи гражданское образование – фактор, обеспечивающий духовно-нравственное развитие российского социума и играющий важнейшую роль в построении гражданского общества и правового государства. Основа гражданского образования – правовое образование.

Уровень правового образования – один из показателей, характеризующих состояние правовой культуры общества. Она составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок [3, с.197].

Правовая культура представляет собой сложное, многогранное явление, предполагающее:

- определенный уровень правосознания, т.е. осмысленного восприятия правовой действительности;

- общие культурные предпосылки, уровень цивилизованности, национальные корни и стоки, историческую память, обычаи и традиции;

- надлежащую степень знания населением законов, высокий уровень уважения к нормам права, их авторитет;

- высокое качество процессов правотворчества и реализации права;

- эффективные способы правовой деятельности, работы законотворческих, правоохранительных, управленческих и других органов;

- законопослушность граждан и должностных лиц [1, с.407].

Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии.

Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, признание уважительного отношения к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и, наконец, гражданско-правовой активности.

В наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуре российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Неразвитость и противоречивость правовой культуры в современных условиях обусловлены:

1) менталитетом русского народа;

2) эклектизмом современного законодательства;

3) несоответствием между законными принципами и нормами действительности;

4) низким уровнем нравственной культуры общества;

5) негативным отношением к существующей правовой системе.

На последней причине хотелось бы остановиться подробнее.

Состояние правовой системы, характеризующееся действующими правовыми нормами, законами, организационно-правовыми формами реализации и контроля, непосредственно связано с социально-политическими реформами. В обыденной жизни это выражается в оценках  личности своей защищенности.

Нарушение прав личности государственными и общественными органами – явление довольно распространенное, во многом характеризующее состояние правовой системы и практики. Однако правовое демократическое государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека, способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой культуре, гражданской активности и самоуправлении. Гражданскому обществу, ставящему целью обеспечение прав человека, необходимо, чтобы движение к этой цели шло вместе с укреплением и развитием правового государства, которое создает само это общество [1, с.4].

Гражданское общество формируется одновременно в приватной сфере, где индивид развивается как личность, и в публичной, где формируются и коллективизируются его гражданские качества. Государство создает условия свободы людей, роста их инициатив, а гражданское общество контролирует государство, поддерживает демократические институты общества, что требует от каждого члена общества понимания своей ответственности за общество в целом [3, с.201].

Права человека и гражданина являются ориентиром в этом взаимодействии. Более того, права человека – системообразующая основа и гражданского общества, и правового государства. Права человека – показатель зрелости демократических и правовых основ государства, его «качества», способности обеспечения свободной и достойной жизни людей во всех сферах жизни. В сущности, естественные права человека – это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, правовой культуре, а затем уже формируются в законах и конституциях.

Однако в России до сих пор многие, в том числе и государственные деятели, мыслят и пытаются организовать общественную жизнь с налаживания социально-экономических отношений. Отсюда первенство отдают общественным интересам, а не индивидуальным, социально-экономические права явно верховодят над гражданскими и политическими правами. Последние сегодня не отвергаются, как это бывало в годы господства в стране марксистко-ленинской идеологии, но остатки прежнего мышления еще довольно сильны. На самом же деле никто не задумывается над тем, сколько уже таких программ социально-экономического развития страны было принято в советское и постсоветское время. К сожалению, ни одна из них не была выполнена до конца. Если же глубже вникнуть в причины того, почему многочисленные программы социально-экономического развития не выполняются, то ответ будет связан с тем, что в стране в достаточной мере не уважаются личные права и свободы человека и гражданина. Люди, находясь в неблагоприятных политико-правовых ситуациях, не могут реализовать личную инициативную деятельность во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере той же экономики.

В современной Российской Федерации еще не преодолен и тот стереотип мышления, который сводится к возвышению интересов государства над личными правами человека. В России до сих пор не выработано четкое представление о сбалансированности прав человека и государства. Предпочтение по-прежнему отдается государству: оно создатель и контролер не только прав, но и обязанностей человека. Традиционно сложившийся менталитет мешает нормальному восприятию института прав человека.

Таким образом, права человека в России в значительной степени до сих пор остаются декларацией, а не осмысленной основой организации общественной жизни. Широкие слои населения еще недопонимают роль и значение прав и свобод человека в деле организации общественной жизни, а многие люди к правам человека относятся пренебрежительно. Следовательно, проблема состоит в противоречиях, возникающих с одной стороны, из-за несовершенства правовой системы, обеспечивающей формирование и реализацию прав граждан, а с другой, из-за низкого уровня правосознания и правового поведения многих из них. Объективное решение этой проблемы в развитии гражданского образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под ред. В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2010. – 283 с.
  2. Ромашов, Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде /  Р.А. Ромашов // История государства и права. – 2006. - №2. – С. 2 - 8
  3.  Смоленский, М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности / М.Б. Смоленский // Правоведение. – 2003. - №1. – С. 197 – 204
Категория: 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования | Добавил: Zvyagina (18.02.2016)
Просмотров: 680 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика