УДК 347.1
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Л.В. Рыкова, преподаватель,
Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны
Аннотация. В данной статье автор рассматривает стороны и уровень правовой культуры гражданина, отношение личности к правовому образованию, развитие гражданского общества.
Опыт политико-правовой мысли свидетельствует о том, что для правового государства необходимо признание и соблюдение неотчуждаемых прав человека, верховенства прав и правовых законов, надлежащая правовая организация самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей. В настоящее время формирование гражданского общества в России считается официальной целью проводимых в стране реформ. В этой связи гражданское образование – фактор, обеспечивающий духовно-нравственное развитие российского социума и играющий важнейшую роль в построении гражданского общества и правового государства. Основа гражданского образования – правовое образование.
Уровень правового образования – один из показателей, характеризующих состояние правовой культуры общества. Она составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок [3, с.197].
Правовая культура представляет собой сложное, многогранное явление, предполагающее:
- определенный уровень правосознания, т.е. осмысленного восприятия правовой действительности;
- общие культурные предпосылки, уровень цивилизованности, национальные корни и стоки, историческую память, обычаи и традиции;
- надлежащую степень знания населением законов, высокий уровень уважения к нормам права, их авторитет;
- высокое качество процессов правотворчества и реализации права;
- эффективные способы правовой деятельности, работы законотворческих, правоохранительных, управленческих и других органов;
- законопослушность граждан и должностных лиц [1, с.407].
Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии.
Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, признание уважительного отношения к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и, наконец, гражданско-правовой активности.
В наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуре российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.
Неразвитость и противоречивость правовой культуры в современных условиях обусловлены:
1) менталитетом русского народа;
2) эклектизмом современного законодательства;
3) несоответствием между законными принципами и нормами действительности;
4) низким уровнем нравственной культуры общества;
5) негативным отношением к существующей правовой системе.
На последней причине хотелось бы остановиться подробнее.
Состояние правовой системы, характеризующееся действующими правовыми нормами, законами, организационно-правовыми формами реализации и контроля, непосредственно связано с социально-политическими реформами. В обыденной жизни это выражается в оценках личности своей защищенности.
Нарушение прав личности государственными и общественными органами – явление довольно распространенное, во многом характеризующее состояние правовой системы и практики. Однако правовое демократическое государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека, способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой культуре, гражданской активности и самоуправлении. Гражданскому обществу, ставящему целью обеспечение прав человека, необходимо, чтобы движение к этой цели шло вместе с укреплением и развитием правового государства, которое создает само это общество [1, с.4].
Гражданское общество формируется одновременно в приватной сфере, где индивид развивается как личность, и в публичной, где формируются и коллективизируются его гражданские качества. Государство создает условия свободы людей, роста их инициатив, а гражданское общество контролирует государство, поддерживает демократические институты общества, что требует от каждого члена общества понимания своей ответственности за общество в целом [3, с.201].
Права человека и гражданина являются ориентиром в этом взаимодействии. Более того, права человека – системообразующая основа и гражданского общества, и правового государства. Права человека – показатель зрелости демократических и правовых основ государства, его «качества», способности обеспечения свободной и достойной жизни людей во всех сферах жизни. В сущности, естественные права человека – это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, правовой культуре, а затем уже формируются в законах и конституциях.
Однако в России до сих пор многие, в том числе и государственные деятели, мыслят и пытаются организовать общественную жизнь с налаживания социально-экономических отношений. Отсюда первенство отдают общественным интересам, а не индивидуальным, социально-экономические права явно верховодят над гражданскими и политическими правами. Последние сегодня не отвергаются, как это бывало в годы господства в стране марксистко-ленинской идеологии, но остатки прежнего мышления еще довольно сильны. На самом же деле никто не задумывается над тем, сколько уже таких программ социально-экономического развития страны было принято в советское и постсоветское время. К сожалению, ни одна из них не была выполнена до конца. Если же глубже вникнуть в причины того, почему многочисленные программы социально-экономического развития не выполняются, то ответ будет связан с тем, что в стране в достаточной мере не уважаются личные права и свободы человека и гражданина. Люди, находясь в неблагоприятных политико-правовых ситуациях, не могут реализовать личную инициативную деятельность во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере той же экономики.
В современной Российской Федерации еще не преодолен и тот стереотип мышления, который сводится к возвышению интересов государства над личными правами человека. В России до сих пор не выработано четкое представление о сбалансированности прав человека и государства. Предпочтение по-прежнему отдается государству: оно создатель и контролер не только прав, но и обязанностей человека. Традиционно сложившийся менталитет мешает нормальному восприятию института прав человека.
Таким образом, права человека в России в значительной степени до сих пор остаются декларацией, а не осмысленной основой организации общественной жизни. Широкие слои населения еще недопонимают роль и значение прав и свобод человека в деле организации общественной жизни, а многие люди к правам человека относятся пренебрежительно. Следовательно, проблема состоит в противоречиях, возникающих с одной стороны, из-за несовершенства правовой системы, обеспечивающей формирование и реализацию прав граждан, а с другой, из-за низкого уровня правосознания и правового поведения многих из них. Объективное решение этой проблемы в развитии гражданского образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под ред. В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2010. – 283 с.
- Ромашов, Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде / Р.А. Ромашов // История государства и права. – 2006. - №2. – С. 2 - 8
- Смоленский, М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности / М.Б. Смоленский // Правоведение. – 2003. - №1. – С. 197 – 204
|