Среда, 08.05.2024, 01:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

Основные проблемы куратора в адаптации первокурсников-студентов факультета среднего профессионального образования

УДК 37.062.1.

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРАТОРА В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ-СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.А. Кондратенко, преподаватель,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова, ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел

 

Аннотация. В данной статье уделяется внимание  основным проблемам в работе куратора со студентами первокурсниками факультета СПО,  также  предложены пути решения задач по оказанию помощи подросткам во время адаптации к новым условиям в учебном заведении.

При поступлении в учебное заведение на факультет среднего профессионального образования вчерашние школьники оказываются в новых условиях. И это не только резкая смена окружающей социальной и психологической среды, новая система обучения и методика преподавания, взаимоотношения в студенческом коллективе и с преподавателями, новые жилищно-бытовые условия. Именно на первом курсе у студентов формируется отношение к учёбе, к будущей профессии, предопределяются жизненные принципы, продолжается процесс самооценки, самореализации. Поэтому важно своевременно прийти первокурсникам на помощь, то есть помочь им в адаптации. [1. c.602-603]

Задача куратора помочь подростку приспособиться к новой социальной ситуации, создать и обеспечить педагогические и социально-психологические условия, позволяющих обучающимся успешно функционировать и развиваться в среде данного учебного заведения.

Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Еще одной проблемой является то что, среди поступивших на первый курс достаточно большое количество подростков, приехавших в город из области, некоторые даже приехали в областной центр впервые [4. c.96-98]. По этой причине период адаптации, связанный со сменой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. [2 c. 50-54].

Таким образом, можно выделить следующие уровни процесса адаптации первокурсника:

  • приспособление к новой системе обучения.
  • приспособление к изменению учебного режима.
  • вхождение в новый коллектив.

В ходе адаптации студентов-первокурсников к обучению на факультете среднего профессионального образования куратором выявляются следующие трудности:

1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

3. Неумение осуществить психологическую

4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;

6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов. Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:

  • образовательном – адаптация к учебной деятельности;
  • психологическом – развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;
  • межличностном – обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.

Для оптимальной адаптации студентов к обучению на факультете СПО куратору важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний и самооценки; способность к сознательной саморегуляции поведения.

 Поэтому уже в первые месяцы учебы в колледже просто обязательны встречи руководителей со всем курсом, зав. отделением со своими группами, а также активная работа кураторов.

Таким образом,  деятельность куратора факультета среднего профессионального образования должна опираться на следующий ряд понятий [3]:

1. «Понятие взаимоуважения». Основной принцип межличностного общения, основанный на восприятие любого даже самого нерадивого или недисциплинированного студента как самостоятельной и сформировавшейся личности

2. «Понятие взаимообщения». Этот принцип включает в себя следующее:

2.1. Информирование студентов о практических сторонах жизни в деятельности учебного заведения.

2.2. Формирование морально-психологического климата в группе.

3.«Понятие доверия». Куратор не обязан выполнять «полицейские» функции, но доверяя студентам в вопросах организации их собственного рабочего времени, наставник, прежде всего, должен довести до сознания каждого понятие «дисциплина».

4. «Понятие формирования личности студента».

Идеален вариант, когда куратор не только стимулирует участие во внеучебной работе, но и проявляет действительный интерес к ее результатам, более того сам участвует в этой работе.

5. «Понятие о помощи студенту проявить себя»: выбор сферы творчества, любимого занятия, хобби и желание получить общественную оценку своего выбора.

6. «Понятие о помощи студенту заявить о себе»: личность определяет ту линию поведения, которая наилучшим способом соответствует ей, адекватно выражая устремления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Панова В. Н. Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 601-604.
  2.  Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации [Текст] / С.Д. Артемов. – М., 1990.- 180с.
  3. Программа адаптации первокурсников.  Сайт «Тульский колледж строительства и отраслевых технологий»
  4. 3. Воробьева О. А. Проблема адаптации студентов первокурсников из сельской местности к обучению в колледже [Текст] / О. А. Воробьева // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 96-98.

 

 

 

Категория: 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования | Добавил: Zvyagina (18.02.2016)
Просмотров: 1205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика