Вторник, 07.05.2024, 09:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

УДК 37.01

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Е.В. Зиборова, учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №2 г. Ливны»

 

Аннотация. В данной статье речь идёт о современной концепции  школьного воспитания, его особенностях, ключевых аспектах и условиях эффективной реализации. В статье подчёркивается особая роль обучающегося в рамках системно деятельностного подхода.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности. Воспитание подрастающего поколения сегодня признаётся одной из актуальнейших задач, стоящих перед обществом и государством. Анализируя запросы стандартов второго поколения в воспитательном контексте, современная школа должна полностью пересмотреть организацию воспитательного процесса образовательной системы. Таким образом, одним из приоритетных направлений модернизации современной воспитательной среды становится сотрудничество системы образования с другими институтами образования, т.е. социализация. В федеральной программе  развития воспитания подчеркнуто: «Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении». Этим положением особо подчеркивается роль системы образования и образовательного учреждения в воспитании подрастающего поколения. Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности.

Переход российской общеобразовательной школы на новые образовательные стандарты поставил все сообщество учителей перед чрезвычайно широким спектром воспитательных проблем и задач, разрешение которых возможно только на базе тесной взаимосвязи педагогической науки и практического педагогического опыта. Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеурочную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей. Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.

В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.). Управление воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной - это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». К основным функциям управления воспитательной системой относятся: диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса; организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса; организация сотрудничества школы, семьи и общественности; гуманизация отношений между взрослыми и детьми. Содержание воспитательной системы включает два аспекта: совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров, входящих в содержание воспитания; различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности. Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства»- отмечал В.А.Сухомлинский.

На формирование нового образовательно–воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающего к жизненному определению, самостоятельному выбору направлена воспитательная система школы. Она   способствует  гуманизации отношений в коллективе, формирует условия для их гармонизации между обучающимися, педагогами, родителями.

Целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, может  быть эффективна и продуктивна только в рамках организованной воспитательной системы. С точки зрения современной теории воспитания, воспитательная система - упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.

Воспитательная система школы складывается в сплоченном коллективе, работа которого подчинена главной цели; где есть слаженность в отношениях  между педагогом и обучающимися; где есть свои сложившиеся традиции. Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего поколения умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор духовно-нравственным путем. Это поиск личностью способов построения нравственной, подлинно человеческой  жизни на сознательной основе, что сопряжено с ответами на вопросы: кто я?  как живу? зачем так поступаю? чего хочу от жизни?  от себя ? от людей

В процессе создания и развития воспитательной системы решает ряд задач:

формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира;

формирование гражданского самосознания;

приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям;

формирование самосознания, осознания собственного «я», возможность самопознания,

самореализации, саморазвития.

Цель воспитательной системы: «Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению личности».

В таком случае  цель ориентирована на формирование православного, нравственного, творческого отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Обучающийся должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потерять при этом  нравственных начал, способности к самосовершенствованию.

Принципы воспитательной системы:

а) личностный подход;

б) гуманистический подход;

в) средовой подход;

г) дифференцированный подход;

д) природосообразностьвомпитания;

е) культуросообразность воспитания;

ж) диалогический подход

Основополагающие принципы реализации:

Целенаправленность воспитательного процесса

Принцип комплексности воспитательного воздействия

Принцип «деятельностного» подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев)

Принцип партнерских отношений «воспитание-сотрудничество»

Принцип  системности и систематичности

Принцип воспитывающего образования

Принцип сознательности и активности воспитанников

Принцип учета индивидуальных особенностей

Ключевым компонентом в структуре воспитательной системы является понятие «отношения». Отношения- это совокупность знания, эмоции и «опыта поступания» (Н.Е.Щуркова). «Я –знаю, я- люблю, я- делаю» -вот самоощущение психологического и социально здоровой личности. Отношения – это ядро воспитательной системы, это то,  что «само» воспитывает,  изменяет, переделывает, «наполняет» воспитание и воспитанника.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Если ребенка поддерживают, он учится уважать и ценить себя.

Если ребенок живет в справедливости, он учится быть честным.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

О целях и принципах функционирования воспитательной системы много написано, но  нужно сказать, что если  идеи воспитательной системы  сформулированы верно, то сразу будет понятен педагогический смысл создаваемой системы, её приоритетный вид или направление деятельности, формы и способы организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в коллективе, уникальность этой системы.

При использовании  системного подхода  происходит объединение усилий субъектов  воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния на развитие  обучающихся.

При построении  воспитательной системы специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности подрастающего поколения, родителя, что, несомненно, содействует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений.

Для реализации воспитательной системы необходимо создать условия, которые помогали бы  развивать личность: многообразие кружков, творческих объединений, спортивных секций, сотворчество детей и родителей.

Созданная такая воспитательная система в школе более эффективно влияет на личность. Она является способом организации  жизнедеятельности и воспитания  обучающихся, представляющий собой  целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Ценность её во всепроникающем влиянии на личность обучающегося всем укладом жизни школы, формировании «духа школы», начиная от порога, уютных помещений, чистоты, через содержание и качество учебного процесса, до формирования  высших духовных ценностей. В этом случае,  школа выступает как единый живой организм, в котором все взаимосвязано и подчинено одной идее. Так, создавая воспитательную систему нравственного развития подрастающего поколения, взращивается основной методической базой целенаправленное формирование у каждого школьника практического опыта жизни, достойной  Человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации// Сб.науч.трудов под ред.Л.И.Новиковой. М.: НИИТиПК, 1997. - 134 с.

2. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски/Сост.Н.Л.Селиванова -М.: Знание, 1989.- 80 с.

3.Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы/ Под ред.Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой. М., 1995. - 134 с.

 

Категория: 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования | Добавил: Zvyagina (18.02.2016)
Просмотров: 1887 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика