Воскресенье, 19.05.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования

Опыт социализации и формирования толерантности студентов Мценского филиала ПГУ

УДК 356.15:378.18

 

ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЦЕНСКОГО ФИЛИАЛА ПГУ

Н.В. Билько, преподаватель,

Н.А. Конина, преподаватель,

Т.В. Королева, преподаватель,

Мценский филиал ПГУ, г.Мценск,

E-mail: nbilko@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается волонтерская деятельность как важный институт социального и культурного развития, как эффективное средство социализации молодежи.

Наше общество вступило в период ощутимых, осознаваемых и научно прогнозируемых перемен в эволюции нравственного сознания того поколения молодежи, которое в момент разрушения предыдущей социально-политической структуры общества ещё были подростками, сидевшими за партами советской школы. От уровня образованности, воспитанности и состояния нравственного сознания этого поколения молодежи будет зависеть моральное состояние и социальный облик страны на ближайшие 25-30 лет. Ныне это поколение российской молодежи приходит на смену породившего его поколения советской молодежи, о которой основатель советской педагогики А.С.Макаренко в «Книге для родителей» писал: «Наша молодежь – это ни с чем не сравнимое мировое явление, величия и значительности которого мы, пожалуй, и постигнуть не способны. Кто её родил, кто научил, воспитал, поставил к делу революции? Откуда взялись эти десятки миллионов мастеров, инженеров, летчиков, комбайнеров, командиров, учёных? Неужели это мы, старики. Создали эту молодежь?»[4]. А.С.Макаренко умер в 1939 году, озадачив советскую педагогику и её апологетов до скончания века. Но вот настал новый век, советская педагогика сошла с официальной педагогической сцены, спряталась за кулисы. Что же произошло с нравственным обликом нашей молодежи? [3]

Молодое поколение России в настоящее время переживает кризисную социальную ситуацию. Утрачивается ощущение происходящего. Подростки не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить самоценность, сформировать навыки здорового образа жизни и активной жизненной позиции.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. [1]

Современному подростку вдвойне сложнее сформировать систему личностных ценностей, так как стремительный расцвет информационно-высокотехнологического  научно-технического прогресса тянет за собой излом образовательных и духовно-моральных ценностей человечества. Пока в информационную среду не будут внесены надлежащие духовно-моральные основы и цели, существует реальная опасность воспитания социально безнравственного поколения молодежи. В связи с этим проблема социализации, толерантности и повышения уровня нравственности среди студенческой молодежи становится во главу угла.[2]

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры воины к культуре мира. [6]

Быть толерантным и социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Научить этому подрастающее поколение – одна из задач системы образования.

Среднее профессиональное образование - важная составная часть российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства. Поэтому воспитание толерантности и доброжелательности в новом поколении становится первоочередной задачей коллектива каждого образовательного учреждения.[5]

Среди студентов Мценского филиала ПГУ работа по воспитанию социально адаптированной личности ведется достаточно многогранно.

Главным советником в этом деле для нас стал Центр социальной помощи семье и детям имени А.С.Беланова г.Мценска. Центр ведет разнообразную по содержанию, формам, способам ее выполнения работу, в процессе которой детьми, оставшимися без попечения родителей, приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки. Несомненно, что помощь студентов -волонтеров в этой работе не может быть лишней.

Поэтому в октябре 2013 года из числа студентов был создан клуб «Смайлик», главной целью работы которого является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, а также сирот.

Договор о творческом и научно-методическом сотрудничестве, заключенный с администрацией центра, студенты Мценского филиала постоянно подкрепляют конкретными интересными мероприятиями, тренингами и мастер-классами.

Досуг служит одним из параметров качества жизни. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное и физическое здоровье детей. Поэтому стали постоянными встречи студентов-волонтеров с детьми, находящимися в группе временного содержания в центе имени А.С.Беланова.

Общение студентов с детьми обычно сразу принимает игровой, карнавальный характер. Это и разукрашивание лиц и рук детей  аквагримом, блестками; развлекательные игры и общение. В последнее время студенты решили попробовать научить детей чему-то полезному и развивающему, при этом общаясь с ними. Волонтеры купили альбомы и краски и устроили урок рисования. Темой урока было нарисовать картины, ассоциирующиеся у ребят со словом «Осень».  Старшие воспитанники удивили  многообразием работ – кто-то изобразил дом под деревом с пожелтевшими листьями, кто-то разноцветный осенний лес, а кто-то хмурый осенний океан.  Фантазия не покидает детей никогда!

Рисунки младших  конечно более просты и наивны. Однако интерес в их блестящих от радости глазах проявляется куда больший. Им даже не важно, что рисовать, самое главное – это общение! Детишки с удовольствием рассказывают о том, что видят на улице, в какие игры играют, что им нравится в этом времени года и кто еще их навещает…

Это должен видеть каждый! Каждый всей душой должен прочувствовать радость, которая отражается в детских глазах, рисунки, в которые они вкладывают частичку общения с вами, царящую в классе волшебную, творческую обстановку …

Также работниками Центра студентам было предложено посетить на дому детей – инвалидов. Хотя поначалу им было боязно, никто не знал, как отреагируют дети, боялись собственных слез, но все же решились.

Подготовка к самому походу заняла около двух недель: выбирали детям подарки, придумывали, как развлечь столь особенных зрителей.

Удивительно, но никто из студентов даже не подумал «слинять», сославшись на болезнь или еще какие-нибудь «ну очень серьезные» обстоятельства.

Членов клуба дети встречали с восторгом ребенка, который был довольно долго ограничен в общении с внешним миром. Грусть в глазах родителей сменилась улыбкой на лице. Это же такое счастье, видеть радость на лице собственного больного ребенка!

Каждому малышу досталось много внимания, студенты-волонтеры украсили комнаты малышей к новому году, поиграли с ними, оставили много подарков.

Когда они уходили, было ясно, что общение с детьми произвело на студентов сильнейшее впечатление. Почти все возвращались в университет молча, в глубокой задумчивости. По-настоящему хорошее дело не требует слов...

В общении с детьми с особыми образовательными потребностями должны  использоваться гибкие  формы  психотерапевтической работы. Поэтому студенты – члены клуба «Смайлик» пришли  к выводу, что одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы, способным помочь социально неадаптированным детям увидеть, услышать почувствовать все многообразие окружающей среды, является музыка.

Музыка - одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к прекрасному  не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Музыка несет в себе огромную созидательную силу, ее звуки способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить  необыкновенные образы.[2]

Групповая музыкотерапия в процессе социальной реабилитации детей необходима как способ воздействия на ребенка как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

Члены клуба проводят с детьми музыкальные конкурсы, в которых принимают участие не только воспитанники, но и воспитатели. Никого не может оставить равнодушным веселый мотив любимой детской песни. Улыбки на детских лицах – тому доказательство.

 

 

Все  студенты заранее знали, что эти посещения глубоко тронут наши сердца, но никто  и не предполагал, насколько сильными окажутся эмоции. Какими заботливыми оказались с виду хулиганистые парни!

Такие встречи проходят как одно мгновение, никому не хочется расставаться. Грустно становится несмотря на то, что все знают -  встреча повториться вновь.

Не обделены вниманием членов клуба «Смайлик» и дети с ограниченными возможностями здоровья. Много лет подряд в преддверии новогодних праздников  актовый зал Мценского филиала ПГУ  радушно встречает этих детей вместе с их родителями. Творческий коллектив студентов открывает для детей чудесный мир новогодней сказки. В зале всегда царит теплая, уютная, поистине домашняя обстановка, праздничное настроение у всех присутствующих.

Мальчишек и девчонок ждет интереснейшее и красочное новогоднее представление, да и оформление самого праздника всегда достаточно необычно. В центре зала стоит красавица – елка, а на сцене разворачивается волшебное действо с участием самых разных сказочных героев.

В этот раз Снегурочка пустилась в дальнее странствие, разыскивая Айболита для заболевшего Деда Мороза. И эта снежная дева попадала  в самые разные сказки, к самым разным сказочным героям: трем поросятам, Ивану- Царевичу, Василисе Премудрой, восточному султану...

Все они оказывали Снегурочке радушный прием, пели и танцевали вместе с ней и детишками. Конечно же Айболит был найдет, а Дед Мороз вылечен.

А сколько на таких праздниках веселья, смеха и улыбок! Сколько забавных конкурсов и развлечений! Дети радовались от души, а вместе с ними и взрослые. Действие сказки разворачивалось не только с участием артистов - студентов, но и с участием всеми любимых мультипликационных героев, которые с экрана заглянули на праздник к детям. Волшебные картинки из фрагментов любимых детворой мультиков привели ребят в восторг.

 

Рисунок 1 – Праздник «Новый год»

 

Праздник, как и положено на Новый год, завершился вручением подарков. Дети же дарили нам в ответ свои улыбки и тепло сердец. В благодарность они рассказали своим гостям множество стихотворений про Новый год и Рождество. Атмосфера в зале была очень добрая. Можно было услышать много детского смеха, отчего становилось радостно на душе. Закончилась эта встреча совместной фотосессией.

 Работа клуба «Смайлик» продолжается уже не один год. Меняются ее члены, а дух творчества и доброты остается прежним. В процессе обучения в Мценском филиале ПГУ каждый студент приобретает навыки не только профессионального, но и социального общения, усваивает неписанные нормы и правила, которые приняты в цивилизованном сообществе, овладевает основами культуры толерантного поведения. Педагоги убеждены, что культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.

 

Список литературы

  1. Анисимов П.Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее проф. образование.- 2011.-№6. с.7-12.
  2. Волков И.П. Нравственное сознание молодежи в педагогической перспективе. [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-174493.html?page=4
  3. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] /Б.С. Гершунский //Педагогика – 2012 - №7- с.3-13.
  4. Макаренко А. С., Книга для родителей / А.С. Макаренко. – Изд. ИТРК – 2014. –  288с.
  5. Мусаев К.М., Эмкиев Г.А. Проблемы воспитания толерантности у студентов среднего профессионального образования в современных условиях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/306/5888
  6. Декларация принципов толерантности, принятая генеральной Конференцией ЮНЕСКО, 1995 г.
Категория: 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования | Добавил: Zvyagina (18.02.2016)
Просмотров: 525 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика