Воскресенье, 19.05.2024, 18:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 4. Психолого-педагогическое сопровождение процессов инклюзии в образовании

Психолого-педагогическое сопровождение студентов как необходимая составляющая системы образования

УДК 377.1

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

И.В. Гревцева,

Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны,

e-mail: Grev.irina@list.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются цели, задачи, принципы, формы психолого-педагогического сопровождения студентов. Приведены результаты первичной диагностики студентов-первокурсников, где исследовалась познавательная сфера, самооценка и уровень удовлетворенности процессом обучении.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Важное место в образовательном процессе занимают:

- психическое здоровье студентов,

- индивидуализация образовательных маршрутов,

- создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения студентов.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогических условий для максимального личностного развития и успешного обучения студента в соответствии с требованиями ФГОС, формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирование устойчивости мотивации познания.

В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого студента (диагностические срезы, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуаций обучения);

- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

- построение индивидуальной образовательной  траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС;

- формирование у студентов способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.

- создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям.

- оказание психолого-педагогической поддержки педагогам, реализующим требования ФГОС.

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

1. Принцип системного целеполагания, который направлен на развитие психолого-педагогического сопровождения процесса образования.

2. Принцип целостности предполагает охват психолого-педагогическим сопровождением всех участников образовательного процесса.

3. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли участников образовательного пространства.

4. Принцип достаточной ограниченности, который предполагает выбор единых и достаточно экономичных диагностических методик, для полного психолого-педагогического исследования.

5. Принцип взаимодействия всех участников образовательного процесса, для достижения фокусированного результата.

6. Принцип развития участников образовательного процесса как личности и как субъекта деятельности

Формы сопровождения: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение.

Диагностика студентов происходит на всех этапах обучения.

1 этап – первичная диагностика личностного потенциала студентов, уровней обученности, адаптивных способностей, самооценки, проявление лидерских способностей.

2 этап – диагностика профессиональной направленности студентов, их готовности к определенному виду трудовой деятельности на основе качеств отобранных специалистами предприятий.

3 этап – личностно-профессиональное становление.

Со студентами 1 курса был проведен мониторинг, где исследовалась познавательная сфера, самооценка и уровень удовлетворенности процессом обучения.

Результаты анкетирования показали, что 70% респондентов сделали самостоятельный выбор профессии, 67% студентов ответили, что целью образования для них является получение знаний, и лишь 8%  хотят удовлетворить требования родителей.

48% респондентов проявляют интерес к дисциплинам, потому что  качественно преподают, 39% студентов считают, что они расширяют кругозор и научные познания, а  37% - нужны для будущей профессии.

Студентам интересны следующие дисциплины: история – 49%, физическая культура – 47%, математика – 31%, обществознание и химия – 28%.

83% студентов-первокурсников посещают библиотеку. Для подготовки к занятиям более 50% респондентов используют конспекты лекций и Интернет-ресурсы. 90% респондентов ответили, что им нравиться учится в нашем филиале.

Это говорит о том, что созданы все условия для максимального личностного развития и успешного обучения студента.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации»

2 Кукушкин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушкин.- Ростов н/Д. : Феникс, 2005, - 474, [1] с. – (Высшее образование).

Категория: 4. Психолого-педагогическое сопровождение процессов инклюзии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 601 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика