УДК 377.1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. Гревцева,
Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны,
e-mail: Grev.irina@list.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются цели, задачи, принципы, формы психолого-педагогического сопровождения студентов. Приведены результаты первичной диагностики студентов-первокурсников, где исследовалась познавательная сфера, самооценка и уровень удовлетворенности процессом обучении.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Важное место в образовательном процессе занимают:
- психическое здоровье студентов,
- индивидуализация образовательных маршрутов,
- создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения студентов.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогических условий для максимального личностного развития и успешного обучения студента в соответствии с требованиями ФГОС, формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирование устойчивости мотивации познания.
В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого студента (диагностические срезы, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуаций обучения);
- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
- построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС;
- формирование у студентов способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
- создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям.
- оказание психолого-педагогической поддержки педагогам, реализующим требования ФГОС.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
1. Принцип системного целеполагания, который направлен на развитие психолого-педагогического сопровождения процесса образования.
2. Принцип целостности предполагает охват психолого-педагогическим сопровождением всех участников образовательного процесса.
3. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли участников образовательного пространства.
4. Принцип достаточной ограниченности, который предполагает выбор единых и достаточно экономичных диагностических методик, для полного психолого-педагогического исследования.
5. Принцип взаимодействия всех участников образовательного процесса, для достижения фокусированного результата.
6. Принцип развития участников образовательного процесса как личности и как субъекта деятельности
Формы сопровождения: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение.
Диагностика студентов происходит на всех этапах обучения.
1 этап – первичная диагностика личностного потенциала студентов, уровней обученности, адаптивных способностей, самооценки, проявление лидерских способностей.
2 этап – диагностика профессиональной направленности студентов, их готовности к определенному виду трудовой деятельности на основе качеств отобранных специалистами предприятий.
3 этап – личностно-профессиональное становление.
Со студентами 1 курса был проведен мониторинг, где исследовалась познавательная сфера, самооценка и уровень удовлетворенности процессом обучения.
Результаты анкетирования показали, что 70% респондентов сделали самостоятельный выбор профессии, 67% студентов ответили, что целью образования для них является получение знаний, и лишь 8% хотят удовлетворить требования родителей.
48% респондентов проявляют интерес к дисциплинам, потому что качественно преподают, 39% студентов считают, что они расширяют кругозор и научные познания, а 37% - нужны для будущей профессии.
Студентам интересны следующие дисциплины: история – 49%, физическая культура – 47%, математика – 31%, обществознание и химия – 28%.
83% студентов-первокурсников посещают библиотеку. Для подготовки к занятиям более 50% респондентов используют конспекты лекций и Интернет-ресурсы. 90% респондентов ответили, что им нравиться учится в нашем филиале.
Это говорит о том, что созданы все условия для максимального личностного развития и успешного обучения студента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
2 Кукушкин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушкин.- Ростов н/Д. : Феникс, 2005, - 474, [1] с. – (Высшее образование). |