Воскресенье, 19.05.2024, 17:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 4. Психолого-педагогическое сопровождение процессов инклюзии в образовании

Проблемы инклюзивного образования в россии

УДК 37.042

 

ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

О.Н Коломыцева, доцент, канд.пед.наук,

ПГУ,

e-mail: umo-unpk@yandex.ru

С.В. Кошелева, доцент, канд.филол.наук,

ПГУ,

e-mail: umo-unpk@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, направленные на деятельность специалистов инклюзивного сопровождения, которые способствуют не только обеспечению равного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство, но и помогают развитию общего образования в целом.

Социальные преобразования, происходящие в обществе, способствовали серьезным изменениям в системе отечественного образования. Наблюдаются тенденции к интегративным процессам общего и специального образования, приводящие к инклюзивному образованию; актуальной для научного изучения и практического внедрения становится государственная система ранней диагностики и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; отмечается расширение реабилитационного пространства «по горизонтали», что объясняется необходимость широкого охвата различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; осознается необходимость писхолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп и категорий, их ближайшего окружения, а также других участников образовательного процесса - педагогических работников, учащихся с сохранными возможностями и т. д.

Эти и другие тенденции также нашли отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации». Так, в ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» в п. 5.5.1 говорится: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Из выше сказанного следует, что развитие и совершенствование системы обеспечения нового качества образования лиц с ОВЗ в условиях формирования инклюзивной модели образовательной практики требует решения ряда организационно-управленческих, нормативных, правовых, научно-методических, информационных и кадровых задач с целью доступности образования, сохранения и укрепления здоровья, повышения адаптационных возможностей, гармоничного развития личности обучающихся, как с сохранными, так и с ограниченными возможностями здоровья, усиления воспитательной составляющей образования.

Решение выше обозначенных задач осуществляется усилиями ученых и практиков - разрабатываются вариативные модели сопровождения инклюзивных процессов в образовательных системах, формируется его инфраструктура (психолого-медико-педагогические консилиумы при образовательных учреждениях, дошкольные и школьные службы сопровождения, центры профессиональной ориентации и психолого-педагогического консультирования, кабинеты доверия и др.).

При этом одним из важнейших направлений для изучения становится со­держание психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования. Данный процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования имеет своей целью обеспечение эффективного взаимодей­ствия ребенка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию. Сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) не­обходимо для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением воспитанников любого образовательного учреждения.

Идея об эффективной организации психолого-педагогического сопровождения всех участников инклюзивного образования базируется на основе следующих положений:

-рассмотрение видового многообразия сопровождения в качестве основы его проектирования и реализации в практической деятельности образовательных учреждений;

-построение логики процесса сопровождения на основе определения взаи­мосвязанных этапов: стратегии, тактики и технологии;

-разработка конкретных технологий, адекватных методов, приемов и средств применительно к условиям вышеназванных образовательных учреждений;

-совершенствование процесса сопровождения социальной адаптации воспитанников в условиях развития интегративной деятельности образовательных учреждений.

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать про­блемы развития, обучения и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья непосредственно усилиями специалистов образовательного учрежде­ния, избегать не всегда обоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Таким образом, объектом сопровождения будет выступать образователь­ный процесс, а предметом - система отношений ребенка с миром, с окру­жающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой, их развитие, коррекция, восстановление.

Выделенные ключевые позиции позволяют определить следующие принципы сопровождения участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования:

-гуманизации содержательно-процессуальных сторон образовательного процесса;

-комплексного, междисциплинарного подхода к решению любой проблемы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-личностной направленности целостного процесса сопровождения;

-вариативности программ и подходов в учебной и воспитательной работе;

-многообразия видов индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов и возможностей, как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей с нормальным психофизическим развитием;

-профессионализма и компетентности педагогов, действующих в режиме интеграции;

-содружества, сотворчества педагогов, родителей, воспитанников в ор­ганизации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциации;

-позиции специалистов системы сопровождения «на стороне ребенка», защите его интересов и прав;

-гарантии непрерывного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе;

 -учета региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации, сложившейся в локальном социуме.

В целом успешность процесса сопровождения образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от ряда условий:

-раннего выявления и ранней социально-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей;

-наличия необходимого программно-методического и кадрового обеспечения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа;

-дифференцированного построения учебно-воспитательного процесса, высокой вариативности, гибкости учебного плана и образовательных программ;

-применения в рамках учебно-воспитательного процесса специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы, их разумного чередования;

-формирования и поддержания благоприятных межличностных отношений в детском коллективе, а также между педагогами и детьми, педагогами и родителями;

-жесткого соблюдения требований охранительного педагогического режима (конструирование щадящей организации режима учебной работы и рационализация отдыха детей, предупреждающие возможность перегрузки учебными занятиями);

-архитектурной приспособленности и материально-технической оснащен­ности образовательных учреждений с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями;

 -законодательного закрепления механизмов реализации образовательной интеграции детей с проблемами в развитии.

Мы предполагаем, что совокупность данных условий будет способствовать созданию и функционированию эффективной системы сопровождения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации их реабилитационного и интеграционного потенциалов.

При этом следует понимать, что уровень реабилитационного потенциала личности определяется многими факторами, основными из них будут: возраст, в котором выявлено онтогенетическое отклонение, его характер, степень выраженности нарушенных функций, а также перспективы, возможности компенсации, наличие благоприятных условий окружающей социокультурной среды.

От уровня реабилитационного потенциала зависит уровень интеграционного потенциала личности, который выступает в качестве более широкого понятия, более сложного структурного образования.

В идеале в процессе жизнедеятельности индивида осуществляется преобразование, трансформация реабилитационного потенциала в интеграционный за счет достижения системами и функциями организма уровня развития, необходимого для успешной социокультурной инклюзии.

Среди основных общих задач психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить:

-предупреждение возникновения возможных проблем развития ребенка;

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

-разработки индивидуальных образовательных маршрутов;

-психологическое обеспечение образовательных программ;

-формирование адекватной самооценки;

-охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

-формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями.

В зависимости от образовательной системы содержание психолого-педагогического сопровождения имеют свою специфику.

На этапе дошкольного образования - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, психологическое обеспечение готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе в условиях инклюзии.

На этапе начального школьного образования - определение готовности к обучению в школе, обеспечение психологической адаптации к школе, стимулирование заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и умения учиться, развитии творческих способностей.

На этапе обучения в основной школе - сопровождение перехода подростка с ограниченными возможностями здоровья в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.

На этапе обучения в старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает выделение уровней сопровождения.

На уровне класса (группы) ведущую роль играют воспитатель, классный руководитель, учителя, тьюторы, обеспечивающие необходимую психолого- педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития в условиях инклюзии.

Основная цель их деятельности - профилактика дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса, развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций.

На уровне учреждения работа ведется педагогами, психологами, учителями- логопедами, педагогами-дефектологами, социальными педагогами, объединенными в консилиум, выявляющими проблемы в развитии и социальном взаимодействии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические, коррекционно-развивающие программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Возможным вариантом является сопровождение образовательного процесса специалистами ППМС-центра на основе договора с образовательным учреждением. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных учреждений, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам по управлению учреждением.

В настоящее время продолжает сохраняться потребность и в образовательных учреждениях комбинированного вида для детей дошкольного возраста, и также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, где оказывается специализированная помощь детям со сложными нарушениями в развитии, реализуется комплексный (междисциплинарный) подход, создаются особые условия для коррекционно-развивающей работы, в том числе при наличии специального оборудования и высокопрофессиональных кадров, владеющих специальными образовательными технологиями.

Вне зависимости от ступени и уровня можно выделить основные направления деятельности специалистов сопровождения в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью деятельности специалистов в профилактическом направлении яв­ляется предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников, а именно: психофизических нагрузок, эмоциональных срывов, создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития лич­ности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции в общеобразовательную среду.

Специалисты сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог, педагог, учитель-логопед, педагог-дефектолог, медицинские работники) выявляют особенности развития ребенка (каждый в сфере своей компетенции), сформированности у него определенных новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др., т. е. решают задачи в рамках диагностического направления.

При разработке диагностической базы необходимо исходить из основных принципов психолого-педагогической диагностики: системности, конкретности, научной обоснованности, последовательности, преемственности, комплексности, прогностичности, оптимизации форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур.

В результате комплексного подхода к диагностике особенностей развития ребенка может быть создан совместный диагностический блок методик, общая карта развития ребенка, определены критерии факторов риска для каждого ребенка, а также разработаны индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностическое изучение личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения стратегии и тактики сопровождения по отношению к каждому ребенку.

В рамках консультативного направления специалисты сопровождения оказывают помощь всем участникам образовательного процесса в самостоятельном решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе работы с ребенком, а также осуществляют консультирование всех участников образовательного процесса в части их компетенций. На данном этапе обсуждаются возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строятся прогнозы эффективности, определяются методы и технологии сопровождения. На консультациях поднимается широкий спектр жизненных проблем, который можно определенным образом классифицировать как проблемы адаптации к условиям интеграции, защиты прав и законных интересов участников образовательного процесса, помощь в решении проблем межличностного общения, построения отношений в социальных группах и т. д.

На основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка реализуется коррекционно-развивающее направление.

Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного социального опыта, знаний, формированию коммуникативных умений. Развивающие занятия стимулируют формирование познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, речи, а также способствуют становлению интересов детей в условиях инклюзивного образования. Коррекционное направление строится с учетом данных комплексного диагностирования детей и включает в себя индивидуальную и групповую формы работы.

Индивидуальная работа направлена на коррекцию личностных особенностей, таких, как самооценка, нарушения эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Групповые занятия, как правило, направлены на коррекцию межличностного общения, поведения и др. В ходе коррекционного процесса учитываются своеобразие психофизического состояния, индивидуальные особенности, нарушения и отклонения в развитии, потенциальные возможности детей.

Практическим результатом коррекционно-развивающей работы являются внесения изменений в индивидуальные образовательные маршруты, постановка новых задач и определение содержания работы для их решения. Кроме того, учет достижений каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья определяет специфику интегрированного перспективного плана коррекционно- развивающих занятий в группе и определение эффективных методов и приемов взаимодействия специалистов, от тесного сотрудничества которых зависит успешность адаптации ребенка на последующих этапах обучения в инклюзивном образовательном пространстве.

Важное значение для общей эффективности инклюзивного образования приобретает деятельность специалистов в социально-развивающем направлении, ориентированная на создание развивающей среды в учреждении, развитие склонностей, способностей, интересов всех детей, находящихся в инклюзивной среде.

Процесс сопровождения невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, ориентированных на знакомство с особенностями развития ребенка на каждом из этапов, на знание факторов риска и основных направлений коррекционно-развивающей работы, изучение и анализ субъект-субъектных отношений в семье как условия профилактики вторичных нарушений. Содержанием работы также является нормативно-правовое просвещение участников образовательного процесса, расширение профессиональной ориентации, определение социальной роли и статуса воспитанников, культурно-нравственное развитие, формирование ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья и профилак­тика вредных привычек. В процессе консультативной деятельности решаются и задачи психологического просвещения и образования, формирования пси­хологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех субъектов образовательного процесса.

Кроме обозначенных выше направлений, специалисты сопровождения осуществляют научно-методическую деятельность - занимаются разработкой (проектированием) образовательных программ, осуществляют сотрудничество с организациями-партнерами, участвуют в семинарах и научно-практических конференциях разного уровня, разрабатывают и ведут сопроводительную до­кументацию, проводят обучающие методические семинары и т. д.

Экспертиза образовательной среды, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности специалистов, определение эффективности процесса сопровождения осуществляется в процессе аналитического направления. Аналитическая деятельность позволяет давать оценку соответствия образовательной среды поставленным коррекционно-развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве специалистов, отследить динамику развития ребенка. Кроме того, данная деятельность включает в себя обработку результатов комплексных исследований, диагностических минимумов. Одной из задач, решаемых в рамках данного направления, является подготовка к психолого- медико-педагогическим консилиумам, проведение анализа индивидуальных коррекционно-развивающих и реабилитационных программ, обобщение данных аналитических отчетов специалистов сопровождения и планирование путей дальнейшего комплексного сопровождения участников процесса инклюзивного образованиях.

В заключение хотелось бы отметить, что решение выше обозначенных задач в рамках основных направлений деятельности специалистов сопровождения будет способствовать не только обеспечению равного доступа детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство, но и развитию общего образования в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абакумова И. В., КосиковаЛ. В. Теория смысла и смыслообразования как мето­дологическая составляющая концепции информационной безопасности для детей и подростков // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6. - № 5. - С. 7-14.
  2. Борозинец Н. М., Евмененко Е. В., Козловская Г. Ю. Организационно-педагогические основы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 106 с.
  3. Палиева Н. А, Панасенкова М. М., Евмененко Е. В., Борозинец Н. М, Слюсарева М. Н., Гузева М. В., Киролова М. И. Инклюзивное образование как основное направ­ление развития региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методический сборник. - Ставрополь: Изд-во СКИРО и ПРО, 2013. - 246 с.
  4. ПуюЮ. В. Социально-философские основания антропологии манипулирования: дис. д-ра философ. наук. - СПб., 2010. - 372 с.
  5. Рубцов В. В., Дубровина И. В., Забродин Ю. М., Метелькова Е. И., Романова Е. С., Семкин В. В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 1. - C. 69-82.
  6. СлюсареваЕ. С., Евмененко Е. В. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической помощи детям и подросткам: учебно- методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. - 100 с.
  7. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ - 2010» - март-апрель 2010 г. / Сост. Е. В. Ушакова, Ю. А. Покровская. - М.: Изд-во МГПУ, 2010. - 190 с.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Категория: 4. Психолого-педагогическое сопровождение процессов инклюзии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика