Воскресенье, 19.05.2024, 18:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 3. Проблемы контроля качества образования; тестовые технологии

Тестовый контроль как важный элемент обучения специалистов технического профиля

УДК 377.6

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 

Н.Е. Моськина, преподаватель,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,

e-mail: mam-nin@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность применения тестового контроля в системе оценивания качества подготовки специалистов технического профиля при реализации программ среднего профессионального образования.

В современных социально-экономических условиях конкурентоспособность профессиональных учебных заведений зависит от востребованности их выпускников на рынке труда. Стране нужны высококвалифицированные специалисты с развитым интеллектом, способные к творческой инициативе и познавательной деятельности. В связи с этим классические методы обучения в системе профессионального образования оказываются недостаточно эффективными.

Наряду с качеством образовательных программ, качеством студентов, качеством обеспечения образовательного процесса, качеством преподавательского состава и т.п. одним из ключевых факторов качества образования является качество технологий тестирования и проверки знаний, умений и навыков студентов. Важное место занимает текущий контроль во время обучения, контроль полученных знаний и навыков в процессе семестровых сессий, промежуточная и итоговая аттестация.

В основе системы управления качеством образования лежит педагогический контроль, представляющий собой выявление, измерение и оценку знаний, умений и навыков студентов и выполняющий целый ряд функций в образовательном процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др. Контроль дает возможность получать достоверные сведения о результативности образовательного процесса, позволяет определить цели, к которым должны стремиться студенты, создает условия для эффективного управления образовательным процессом подготовки компетентных специалистов.

Составными компонентами контроля являются проверка (выявление и измерение), оценивание (как процесс) и оценка (как результат проверки). Основная функция проверки – обеспечение обратной связи между преподавателем и студентами, получение объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью студентов.

Основой для оценивания успеваемости студентов являются количественные и качественные показатели работы студентов, т.е. результаты контроля. Для того чтобы объективно оценить знания студентов, необходимо, прежде всего, их измерить. В отличие от оценки, измерение представляет собой процедуру сопоставления изучаемого свойства с неким эталоном, принимаемым за единицу измерения. Цель – получить численные эквиваленты степени знания студентом того или иного предмета. Роль единицы измерения могут играть подобранные соответствующим образом контрольные задания. Получение численного аналога знаний может коренным образом перестроить всю систему оценки знаний студентов, превратить ее в настоящую науку, поскольку с числами можно оперировать, используя статистические методы: находить средние значения, показатели изменчивости и вариации, определять меру связи, оценивать влияния и т.д. Таким образом, оценка является значимым средством стимулирования учения, положительной мотивации и влияния на личность. Благодаря объективному оцениванию появляется возможность для формирования у студентов адекватной самооценки, критического отношения к своим учебным достижениям.

Процесс контроля регламентируется рядом принципов – научности, обратной связи, объективности, всесторонности, эффективности и др. Основная цель реализации этих принципов – достижение наибольшей эффективности контроля для повышения качества обучения.

Эффективной формой контроля, позволяющей объективно оценивать качество подготовки специалистов по всему спектру дисциплин, является грамотно организованный тестовый контроль. Педагогические тесты, отвечающие высоким критериям качества, по сравнению с традиционными субъективными формами контроля обученности студентов обладают несомненными преимуществами, к которым относятся:

  • индивидуальный характер;
  • регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
  • сочетание с другими формами контроля;
  • всесторонность и полнота;
  • объективность;
  • учет специфических особенностей дисциплин;
  • возможность применения современной технологии компьютерно-адаптивного тестирования;
  • возможность массового применения;
  • единство требований ко всем испытуемым;
  • возможность стандартизации тестов на основе требований ФГОС;
  • дифференцированность шкалы тестовых баллов;
  • высокая надежность;
  • высокая содержательная, прогностическая и критериальная валидность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста;
  • эффективность;
  • возможность применения методов информационной безопасности;
  • стимулирование постоянной работы всех студентов.

Кроме того, тесты эффективны и с экономической точки зрения. При тестировании основные затраты приходятся на составление качественного инструментария, то есть носят разовый характер, а при увеличении количества аттестуемых эти затраты распространяются на них пропорционально, что приводит к снижению общих затрат.

Как известно, возможны пять типов заданий тестового контроля:

  • выбор единственно правильного ответа;
  • выбор нескольких возможных правильных ответов;
  • установка последовательности правильных ответов;
  • установка соответствий ответов;
  • ввод ответа вручную (с клавиатуры).

Тестовый контроль широко используется на факультете СПО, в частности, при реализации профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Станочник широкого профиля» (специальность 15.02.08 Технология машиностроения). Модуль состоит из междисциплинарного курса (МДК), название которого совпадает с названием самого модуля, и учебной практики, которая проходит на базе учебно-производственных мастерских Технологического института, оснащенных всем необходимым оборудованием, под руководством опытных мастеров производственного обучения.

Так как овладение профессией станочника предполагает знание большинства общепрофессиональных технических дисциплин, то, приступая к изучению МДК, студенты проходят вводный тестовый контроль, включающий ключевые моменты дисциплин «Материаловедение», «Инженерная графика», «Процессы формообразования и инструменты», «Метрология, стандартизация и сертификация».

Далее, при изучении разделов МДК, в рабочей тетради студентами используются тестовые задания на установку соответствия, ввод ответа вручную и установку последовательности правильных ответов. Примеры таких заданий приведены ниже.

 

Пример 1. Укажите правильный порядок заточки резца:

1 – __; 2 – __; 3 – __.

а) заточка передней поверхности

б) заточка главной задней поверхности

в) заточка вспомогательной задней поверхности

 

Пример 2. Приспособление, представленное на рисунке, называется ____________, оно используется ________________________

______________________________________.

Пример 3. Расставьте буквы в соответствиями с названиями узлов токарно-винторезного станка мод. 16К20:

) направляющие станины

) ходовой винт

) резцедержатель

) шпиндель

) задняя бабка

) передняя бабка (коробка скоростей)

) коробка подач

) фартук

 

Пример 4. Для понятий из столбца 1 подберите определения из столбцов 2 и 3:

1 – __ – __; 2 – __ – __; 3 – __ – __; 4 – __ – __.

№ п/п

1

№ п/п

2

№ п/п

3

1

Подачей при точении называется

1

толщина стружки, срезаемой за один проход, измеренная в направлении, перпендикулярном обрабатываемой поверхности,

1

она определяется в оборотах в минуту

2

Глубиной резания при точении называется

2

перемещение в единицу времени произвольной точки, взятой на активной части главной режущей кромки инструмента, относительно обрабатываемой поверхности заготовки,

2

она определяется в миллиметрах в минуту или в миллиметрах на оборот

3

Скоростью резания при точении называется

3

количество оборотов шпинделя в минуту,

3

она определяется в метрах в минуту

4

Частотой вращения шпинделя называется

4

перемещение режущей кромки инструмента относительно обработанной поверхности заготовки в единицу времени,

4

она определяется в миллиметрах

 

Пример 5. Укажите, как следует обрабатывать канавки, изображенные на рисунках: 1 – __ ; 2 – __; 3 – __.

1

3

2

а) только с продольной подачей резца

б) только с поперечной подачей резца

в) сначала с продольной, затем с поперечной подачей резца

г) сначала с поперечной, затем с продольной подачей резца

д) с одновременными продольной и поперечной подачами резца

 

 

 

 

 

 
 

Квалификационный экзамен по данному профессиональному модулю состоит из двух этапов: теоретического (проводится также в форме тестирования) и практического (квалификационной пробы, заключающейся в изготовлении студентами деталей по заданным чертежам). Каждый вариант задания теоретического этапа состоит из 20 вопросов по четырем разделам: работа на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовальных станках. Каждый раздел, в свою очередь, включает вопросы, касающиеся оборудования, инструмента и оснастки, технологии, дефектов обработки и способов их устранения.

Для экзамена выбран самый распространенный тип заданий, то есть задания с выбором единственного правильного ответа, так как студенты к нему наиболее подготовлены, в том числе благодаря внедрению в систему общего образования обязательного единого государственного экзамена.

При компьютерном тестировании используется сертифицированный программный продукт «Конструктор тестов», разработанный компанией KeepSoft (адрес сайта «Конструктор тестов» в интернете: http://www.keepsoft.ru/simulator.htm). Такой выбор обоснован универсальностью программы и широким спектром её возможностей, среди которых возможность задавать цену каждому вопросу в баллах, возможность выставлять оценку по окончании тестирования. Каждому вопросу наших тестов в зависимости от степени сложности присвоен вес (от 4 до 7 баллов), сумма весов в каждом варианте составляет 100 баллов. Если студент в результате тестирования набирает от 40 до 60 баллов, то он получает оценку «удовлетворительно», свыше 60 до 80 баллов – оценку «хорошо», свыше 80 баллов – оценку «отлично». Шкалу оценок можно настроить от 2-х бальной до 100-бальной системы по усмотрению разработчика теста.

Конечно, тестовая форма контроля имеет свои недостатки, или скорее – ограничения. Это относительная трудность создания хорошего теста, проверенного эмпирически, имеющего устойчивые коэффициенты валидности и надежности, а также отсутствие при проведении тестирования возможности для использования диалога студента с преподавателем. Тестовый контроль не может и не должен полностью заменить собой все иные формы контроля учебной деятельности студентов. Только комплексное, грамотно сбалансированное использование тестовых и традиционных методов, в конечном счете, направлено на повышение качества обучения.

Категория: 3. Проблемы контроля качества образования; тестовые технологии | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика