Воскресенье, 19.05.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 3. Проблемы контроля качества образования; тестовые технологии

Тестирование как форма контроля знаний студентов по русскому языку и литературе

УДК 377. 1

 

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

И.П. Говорова, преподаватель,

Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны

 

Аннотация. Автор раскрывает значение тестирования как формы оценки достижений студентов, его функции и задачи, а также структуру и критерии качества теста. Рассказывает о применении тестового контроля знаний студентов уроках русского языка и литературы. Отмечает преимущества и недостатки тестового контроля.

Контроль означает выявление, измерение, оценивание знаний и умений студентов. С этой целью применяются фронтальный опрос, коллективное решение задач и упражнений, самостоятельная работа, диктант, изложение, сочинение, написание конспекта, выполнение домашнего задания, взаимоконтроль, самоконтроль, контрольная работа, зачет по теме и др.

Одной из форм оценки учебных достижений учащихся и студентов является тестирование. Тестирование (испытание, проверка) применяется в технике, медицине, а также в образовании. Современный учебный процесс немыслим без тестового контроля. При педагогическом тестировании измерение и оценка знаний и умений учащихся основана на применении педагогических тестов.

Педагогический тест представляет собой систему заданий специфической формы, возрастающей трудности, позволяющую качественно и эффективно измерить уровень подготовленности учащегося или студента.

Тестирование в педагогике выполняет следующие функции:

1. Диагностическая, определяющая уровень знаний, умений и навыков обучающегося. Это основная функция тестирования. Применение тестов позволяет преподавателю получить информацию о достижении своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.

2. Образовательная функция, которая состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок). Тесты совершенствуют умения обучающихся применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет студенту воспринимать его целостную структуру.

3. Воспитательная функция заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умения самоконтроля и самооценки, следствием которых являются становление адекватной самооценки. Тестовый контроль дисциплинирует, организует и направляет деятельность учеников, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развивать свои способности.

4. Развивающая функция тестирования направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

Можно также говорить о функции творческого роста самого педагога, дающей ему возможность выявить достижения, недостатки и ошибки в педагогической деятельности.

Метод тестового контроля знаний учащихся дает возможность быстрого получения информации о качестве усвоения предмета, предоставляет учащимся возможность самостоятельного выбора правильного решения, способствует акцентированию внимания на сознательное изучение учебного материала.

Выполнение тестовых заданий активизирует мыслительную деятельность студентов, требует от них хорошего владения определенным объемом знаний, умений и навыков.

Структурными компонентами теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, и эталон – образец полного и правильного выполнения действий, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым. Тестовые задания обычно состоят из ряда вопросов и нескольких вариантов ответов на них с выбором в каждом случае одного верного. С помощью тестов можно получить информацию об уровне усвоения знаний, а также умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы студентов в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запланированным целям. Существуют определенные критерии качества теста. Важнейшими показателями качества тестовых заданий являются:

1. Валидность (адекватность целям проверки).

2. Определенность. После прочтения задания обучающийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать.

3. Простота. Формулировки заданий и ответов должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

4. Однозначность. Задание должно иметь, по мере возможности, единственный правильный ответ.

 5. Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах это качество определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и   того же задания.

При составлении тестов следует учитывать определенные стандарты:

а) должно быть не менее трех вариантов предлагаемых ответов; б) ответ не должен быть ловушкой; в) нельзя указывать неверные формулировки;  г) должно быть минимальное количество ответов, содержащих слова «да» и «нет»; д) задание должно иметь, по мере возможности, единственный правильный ответ.

При выборе критериев оценки тестов учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учеником в процессе обучения, а именно: а) информационные навыки (узнает, вспоминает); б) навыки понимания (объясняет, показывает); в) применения (демонстрирует); г) анализа (обдумывает, рассуждает); д) синтеза (комбинирует, моделирует); е) сравнительной оценки (сравнивает).

Я, как и многие преподаватели, также применяю метод тестового контроля знаний студентов на своих занятиях. Использование тестовых заданий по русскому языку и литературе может быть на любом этапе урока, на любой ступени обучения. В зависимости от времени обучения тестовый контроль может быть текущим, тематическим, рубежным и итоговым. Формы работы студентов с тестами могут быть как индивидуальная, так и групповая. Студентам всегда предлагается инструкция, которая дисциплинирует, организует и направляет их деятельность.

На своих занятиях я использую лингвистические и литературные тесты. Разработаны и применяются тестовые задания по творчеству И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, М.А. Шолохова, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и других писателей и поэтов. Обязательными являются задания по биографии автора, на знание текста, а также литературоведческих основ произведения.

При изучении поэзии студентам предлагается вставить в отрывок из текста пропущенные слова; найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст. Написать недостающие слова – такое задание включено и в тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», например: «Я не тебе поклонился, я ... поклонился», – как-то дико произнес Раскольников. Варианты ответа: а) «всем страдающим женщинам»;  б) «всему страдающему человечеству»; в) «всем обиженным».

Возможно проведение урока-теста, например, по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого, когда занятие строится на вопросах типа «Какова роль пейзажа в романе «Война и мир?» Варианты ответа: а) изображение картин русской природы с целью любования; б) отражение характера героя; в) раскрытие состояния души героя (героини); г) философские размышления автора и др. Полезны задания типа: 1) Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году? Варианты ответа: а) приобрести опыт в боевых действиях; оставить наскучивший высший свет; в) найти свой «Тулон» и прославиться; продвинуться по службе. 2) Что открывается князю Андрею перед смертью? Варианты ответа: а) идея всепрощения; б) идея непротивления злу насилием; в) смысл жизни; г) понятие об истинной любви.

Полученные варианты ответа обязательно следует обсуждать и корректировать вместе со студентами. Хорошо предложить обменяться составленными тестами и оценить друг друга. Такая работа развивает познавательную активность, творческие способности, методологическую грамотность.

На занятиях по русскому языку очень полезны задания эвристического характера, тесты на эрудицию и грамотность, рассчитанные на развитие у студентов большей орфографической и пунктуационной зоркости, а также мыслительной и речевой активности. Эффективна самопроверка усвоения той или иной темы с помощью ключей к наиболее сложным заданиям, введения элемента соревновательности – в виде подсчета баллов за каждый правильно выполненный тест или задание в двух уровнях: максимальном (М) и среднем (С), а также выведения в конце каждой части итогового коэффициента грамотности (ИКГ).

Разработаны и применяются тесты для текущей проверки знаний, умений и навыков студентов по фонетике и орфографии, лексике и фразеологии, морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису и стилистике.

Использование тестов на занятиях дает возможность студентам подготовиться к итоговой аттестации по предмету. Однако следует отметить, что применение тестирования не должно быть эпизодическим, бессистемным, иначе оно не повлияет на результаты обучения.

Разумеется, не все необходимые характеристики усвоения знаний можно получить посредством тестирования. Например, умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли и другие показатели знаний, умений и навыков диагностировать методом тестирования невозможно. Это значит, что тестирование должно сочетаться с другими, традиционными формами контроля. При использовании письменных тестов целесообразно давать возможность студентам устно обосновывать свои ответы.

Одним из недостатков тестового контроля знаний является возможность угадывания, а также проставление студентом только номера ответа. Преподаватель при этом не видит характера решения, глубину знаний учеников. Мыслительная деятельность ученика и результат может быть только вероятностным. Нет гарантии прочных знаний студентов. Этот недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных.

Кроме того, составление тестов часто базируется на элементарной психической функции – узнавании, которая проще функции воспроизведения. При выборочных ответах ученик привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком.

Итак, назову недостатки тестирования. Это исключение из процедуры контроля устного речевого компонента; снижение потребности выбора главного в прочитанном. Тест не позволяет проверять и оценивать высокие продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством; в тестировании присутствует элемент случайности: случайная ошибка, угадывание ответа.

Однако, несмотря на существующие недостатки тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях. Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

1. Обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества студентов по разным темам.

2 Тестирование – справедливый метод контроля. Оно ставит всех учеников в равные условия, как в процессе контроля, так и в плане оценки, исключая субъективизм преподавателя.

3. Можно включить задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания ученика, исключив элемент случайности при выборе билета.

4. Включение в тест многих понятий повышает информационную емкость задания.

5. Тестирование обеспечивает индивидуальность, самостоятельность, учит детей самоконтролю.

6. Использование тестов обеспечивает большую накопляемость оценок.

7. Обеспечивается высокая объективность и, как следствие, позитивное воздействие на познавательную деятельность ученика.

8. Одновременно занята и продуктивно работает вся группа, и за короткое время можно получить информацию об уровне знаний всех учеников. Это заставляет их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний.

Тестирование является значительным шагом в развитии методики контроля усвоения студентами учебного материала. Оно позволяет осуществлять плавный переход от субъективных оценок к объективным методам оценки результатов обучения.

Однако тестирование не должно полностью заменять традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь дополнить их.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых зданий. – М., 2002.

2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. – М., 2003.

3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. – М.: Интеллект-Центр, 2005.

4. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Педагогическое тестированиие как измерение. Ч. 1. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.

5. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы XIX века. 10 класс. – М.: Просвещение, 2002.

 

Категория: 3. Проблемы контроля качества образования; тестовые технологии | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1707 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика