Воскресенье, 19.05.2024, 16:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 3. Проблемы контроля качества образования; тестовые технологии

Проблемы контроля качества образования; тестовые технологии

УДК 377.1

 

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ; ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Е.Н. Шатохина, преподаватель,

Ливенский филиал ПГУ, г.Ливны

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены положительные и отрицательные стороны применения тестов на разных этапах учебного процесса, эффективность применения системы тестов при диагностике результатов обучения.

Контроль качества обучения по его результатам является обязательным компонентом учебного процесса. Модернизация системы образования невозможна без реформирования системы оценки и контроля качества образования. Контроль осуществляется выявлением уровня усвоения знаний обучающимися, который на момент окончания обучения должен соответствовать государственным стандартам. Диагностика, мониторинг и управление процессом формирования системы знаний, умений и навыков возможны только при наличии надежного инструмента, адекватного ритму и задачам современного учебного процесса, а также обеспечивающего обратную связь «студент – преподаватель». Контроль, обеспечивая эту обратную связь, позволяет оценить динамику усвоения материала, уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основании этого корректировать организацию учебного процесса. 

Данная технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний для каждого студента.

Сегодня тесты рассматриваются как один из основных инструментов контроля качества образования. Оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения.

Тесты как специальный инструмент оценивания и контроля появились более века назад. Они нашли широкое применение в психологии, педагогике и других областях научного знания. Это обусловлено тем, что тесты позволяют с достаточной степенью объективности и достоверности выявить наличие подлежащих контролю характеристик, а также оценить уровень их сформированности. Важным аргументом в пользу тестов является наличие теоретически обоснованных и апробированных на практике методик обработки результатов тестирования. В течение многих десятилетий тесты активно применяются в мировой педагогической практике. К сегодняшнему дню имеется весьма широкий спектр разноплановых исследований, посвященных проблеме педагогического тестирования. Анализ теоретических источников по проблеме тестирования позволил выявить следующие общие тенденции:

- возрастает роль тестирования, централизованно осуществляемого в образовательном пространстве нашей страны;

- использование тестов в учебном процессе приобретает все большие масштабы и в локальном плане;

- возрастает количество публикаций, посвященных тестированию как формы контроля.

Многолетний опыт использования программированного контроля знаний обучающихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний позволил выделить следующие положительные моменты:

1. Устранена возможность подсказок и списывания.

2. Повысилась объективность оценки знания.

3. Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса обучающиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Чаще всего используют тесты со свободно конструируемыми ответами, и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность обучающимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Кроме того, большинство технических средств контроля рассчитано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.

Применение метода с выборочными ответами позволяет преподавателю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с обучающимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всей группы улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых обучающихся.

Задание в тестовой форме ранее определялось перечислением ряда его существенных свойств (признаков). Сейчас к заданиям в тестовой форме предъявляется следующий набор требований:

- краткость;

- технологичности

- правильность формы;

- корректность содержания

- логическая форма высказывания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Новыми в приведённом определении являются требования корректности содержания и требование технологичности заданий. Первое из них является условием предметной правильности сформулированного содержания заданий. Достижение этого условия зависит от профессиональной компетентности разработчика заданий и от экспертов, проверяющих содержательную правильность суждений, положенных в основу задания. Второе требование подчёркивает возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе. Достижение второго условия связано с наличием адекватной техники и технологии, включая программы автоматизации обучения и контроля подготовленности.

Специфика тестирования проявляется в жестких требованиях к содержанию проверяемого материала, форме его подачи, к самой процедуре тестирования и процессу разработки тестовых материалов. Все эти требования продиктованы стремлением получить надежный педагогический инструмент для оценки результатов обучения, и с его помощью - научно обоснованные результаты при тестировании испытуемых.

Обязательные характеристики каждого теста - его валидность и надежность. Тесты, имеющие низкую степень валидности или надежности, не могут быть использованы для массового тестирования.

Основной проблемой образования остается качество применяемых тестов. За редким исключением, оно повсеместно низкое. Вопрос качества не лишен оснований также в связи с отсутствием свободного доступа к анализу исходных результатов тестирования и отсутствием публикаций по качественным параметрам анонимности поставляемых разными фирмами тестов.

Актуальность тестового метода объясняется его несомненными преимуществами перед другими педагогическими методами. Пять основных преимуществ:

1. .Высокая научная обоснованность самого теста, позволяющая получать объективированные оценки уровня подготовленности испытуемых;

2. Технологичность тестовых методов;

3. Точность измерений;

4. Наличие одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов;

5. Сочетаемость тестовой технологии с другими современными образовательными технологиями.

6. Гуманизм процедуры контроля (принцип справедливости). Все студенты находятся в равных условиях (идентичные задания, единые критерии).

7. Возможность самоконтроля для студентов.

Одновременно тестирование имеет и недостатки:

1. Трудности учитывания психологических особенностей тестируемых.

2. Сохраняется возможность угадывания ответа, особенно в заданиях с небольшим количеством предложенных вариантов ответов.

3. Невозможно проследить и проанализировать ходы и способы поиска ответа.

4. Трудно определить причину ошибок (невнимательность, незнание, опечатка и т.д.)

Таким образом, при организации самостоятельной работы обучающихся тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом плане ни одна из известных форм контроля знаний обучающихся с тестированием сравниться не может. ТКТ позволяет обеспечить эффективный предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Сильной стороной тестового контроля знаний является возможность охватить в процессе тестирования большой объем материала и тем самым получить действительно широкое представление о знаниях тестируемого студента. Использование тестирования в реальной педагогической деятельности позволяет заметно повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения.

Категория: 3. Проблемы контроля качества образования; тестовые технологии | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1698 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика