Воскресенье, 19.05.2024, 19:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 3. Проблемы контроля качества образования; тестовые технологии

Применение компьютерного тестирования при оценке качества образовательного процесса

УДК378.14.015.62

 

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Н.Н. Мозгунова, преподаватель,

С.А. Гасанова, преподаватель,

Мценский филиал ПГУ, г. Мценск,

e-mail: e71n76@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы применения современных инструментальных средств при проведении тестирования знаний студентов в ходе процесса обучения.

Одной из главных задач, определенных в Концепции модернизации российского образования, является повышение его качества на всех уровнях системы образования.

Выход за рамки знаниевой парадигмы, расширение содержания образования в качественном отношении отразились в разработке новых образовательных стандартов и новых обучающих технологий, способствующих повышению качества подготовленности обучающихся; перехода на методы личностно ориентированного и развивающего обучения; расширения использования компьютерной техники и информационных технологий. Принимая концепцию качества образования и его обеспечения, педагогическая наука вступает в новую фазу своего развития. Знаниевая парадигма образования все более вытесняется парадигмой компетентностного, информационного и профессионально ориентированного образования. Центральной задачей становятся проектирование образовательных систем и учебного процесса, управление ими и оценка их качественного уровня, ориентация образовательного процесса на развитие личностной сферы обучающихся. Речь идет о новых, более эффективных педагогических технологиях, новых поколениях учебной литературы и других средств обучения, рассчитанных на повышение эффективности обучения в массовой аудитории.[2]

В компетентностном подходе (Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.) отражен такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. При этом предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет базовую и ориентировочную роль.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность выпускника, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению, при необходимости разрешать собственные проблемы и находить способы разрешения конфликтов [4].

Решение этой задачи требует внедрения новых эффективных методов управления педагогическим процессом.

Тестирование на сегодняшний момент - один из эффективных инструментов контроля уровня знаний обучаемых.

Сначала тесты создавали как средство объективизации контроля знаний, однако появление компьютеров произвело переворот в отношении к тестам и к отдельным заданиям. В настоящее время ключевую роль стали играть задания в тестовой форме. Тесты очень широко используют в учебном процессе не в виде системы заданий возрастающей трудности, а как тематические наборы заданий в тестовой форме.

Сейчас тестовые технологии широко применяются для различных проверок уровня знаний. Это может быть как пробное тестирование для подготовке к сдаче ЕГЭ, тестирование для определение уровня профессиональной и психологической пригодности к выполнению определенного вида деятельности, так и тестирование в процессе обучения, направленное на определение уровня усвоения знаний с целью корректировки процесса обучения. [1]

Можно выделить три главных требования к тестовой технологии: адаптивность, качество и эффективность.

Адаптивность технологий предполагает их способность реагировать на индивидуальные различия испытуемых, регулируя меру трудности заданий, в зависимости от успешности ответов на предыдущие задания. Качество технологии связано преимущественно с надежностью и валидностью тестовых результатов. Надежность результатов означает точность измерений, их устойчивость или воспроизводимость при повторных испытаниях. Валидность – это мера пригодности результатов для поставленной цели измерения знаний или способностей.

Эффективность предполагает уменьшение соотношения затраты – результаты.

Применение тестовых технологий способствует сокращению временных затрат на контроль знаний больших массивов контролируемых. Компьютерные тестовые технологии позволяют ускорить обработку данных для их дальнейшего анализа. Кроме традиционной проверки знаний, констатирующей лишь результаты обучения, необходимо объяснить причины их происхождения и выявить тенденции развития индивидуальной образовательной траектории отдельного студента и группы в целом.

В педагогике классическим и вместе с тем достаточно полным считают «критериальное» определение К. Ингекампа:

«Тестирование - это метод педагогической диагностики, с помощью которого выбор поведения, презентующего предпосылки или результаты учебного процесса, должен максимально отвечать принципам сопоставления, объективности, надёжности и валидности измерений. Он должен пройти обработку и интерпретацию и быть приемлемым для применения в педагогической практике».

Отметим, что все основные функции контроля: обучающая, развивающая, мотивационная, диагностическая и прогностическая - реализуются через его нетрадиционную форму - тесты.

Самое существенное требование, отличающее тест от экзамена и от остальных методов контроля, - это обязательная проверка его качества.

Существуют соответствующие научно обоснованные критерии, которые позволяют оценить качество теста: объективность, надежность, валидность, трудность, эффективность. 

Естественно, как и у любой другой педагогической технологии, у тестирования есть свои преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести то, что:

- показатели тестов ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной оценке;

- тест полностью охватывает все основное содержание учебной дисциплины или ее раздела;

- оценка знаний студентов при тестировании носит более объективный характер и требует меньших затрат времени, чем традиционная оценка;

- тесты обычно компактны и хорошо поддаются автоматизированной обработке с помощью компьютерных технологий.

Главным недостатком тестирования многие преподаватели считают то, что студенты лишаются возможности самостоятельно формулировать ответы, возможности проявить индивидуальность и широту знаний.

Компьютерное тестирование как особый инновационный вид тестирования является наиболее эффективной формой контроля, проверки и самопроверки знаний учащихся. Поэтому важно, чтобы процесс организации компьютерного тестирования имел грамотно спроектированную и реализованную информационную систему поддержки.

Достоинствами компьютерного тестирования являются:

- объективность тестирования;

- удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ;

- удобство реализации процедур индивидуально-ориентированного тестирования;

- возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера, при этом возможно использование графических, динамических, интерактивных и других специфических видов представления тестовых заданий на компьютере.

Эффективность контроля знаний при компьютерном тестировании зависит от возможностей инструментальной среды, в которой разрабатывается тест. В связи с этим особо актуальной становится проблема выбора инструментальной среды для разработки компьютерных тестов.

На сегодняшний день существует множество тестовых оболочек, которые позволяют упростить работу по подготовке базы тестовых заданий. Некоторые из них представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Обзор тестовых оболочек

Оболочка

Краткая характеристика

MultiTester

Сайт http://ru.romexoft.com

Универсальная сетевая тестовая оболочка предназначена для подготовки и проведения тестирования знаний с возможностью наблюдать за ходом работы тестируемых в режиме реального времени.

Tests2009

Сайт http://tests2009.ucoz.ua

Универсальная программа тестирования знаний на компьютере, которая позволяет быстро создавать тесты используя математические формулы, рисунки, форматированный текст и т.п. Программа тестирования имеет возможности полноценной работы по сети.

TestBuilder

Сайт http://testbuilder.narod.ru

Программный комплекс, предназначенный для создания и проведения автоматизированного тестирования учащихся, сотрудников фирмы и т.д.

MyTestX

Сайт http://mytest.klyaksa.net/

Программа MyTestX работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

Surveyor

Сайт http://seesoft.ru

Программа, предназначенная для составления различных тестов со стандартными вариантами и типами ответов. Количество тестов не ограничено. Для запуска программы для создания тестов необходим .NET Framework 3.5.

SunRav TestOfficePro

Сайт http://www.sunrav.ru

Программа позволяет создавать, редактировать и проводить различные тесты и экзамены на ПК. Помимо структуры следования вопросов (случайная и прямая) предусмотрен выбор типа вопроса: одиночный выбор, множественный выбор, соответствие, упорядоченный список, а так же вопрос с открытым вариантом ответа.

easyQuizzy

Сайт http://easyquizzy.ru

Программа для создания и редактирования тестов знаний. Каждый тест представляет собой независимую программу, которую достаточно скопировать на любой компьютер и запустить, чтобы начать тестирование.

 

 

Выбор того или иного инструмента ограничен лишь особенностями преподаваемых дисциплин, а также подготовкой преподавателя.

Как показал опыт использования представленных инструментальных сред, наиболее приемлемой средой для создания компьютерных тестов является программный продукт SunRav TestOfficePro v6.0, но данная среда является «условно» бесплатной. Инструментальная среда MyTestX отвечает большинству предъявляемых критериев к разработке компьютерных тестов и является бесплатной.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добро Л.Ф., Парфенова И.А. Использование компьютерных тестовых технологий для контроля качества обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 12 – С. 108-109

2. Говорова И.Е. Применение тестовых технологий в рамках реализации требований ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id1967/Primenenie-testovyh-tehnologii-v-ramkah-realizacii-tre bovanii-FGOS

3. Логошный С. Компьютерное тестирование в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slmini.narod.ru/prgtest.html

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. – М.: Педагогика, 2003. № 10.

Категория: 3. Проблемы контроля качества образования; тестовые технологии | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1959 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика