Воскресенье, 19.05.2024, 12:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика

Значение практических работ при изучении технических дисциплин

УДК. 377.112.4

ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

В.В. Осипова, преподаватель,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,

e-mail: ovv5757@bk.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы о важности и ценности лабораторно-практических занятий в учебном процессе при подготовке будущих специалистов.

Основная задача СПО – подготовка учащихся к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, овладение основами знаний, необходимых в профессиональной деятельности, с другой – формирование профессиональных умений и навыков.

В работе специалиста большое место занимают умения – способность использовать знания в изменяющихся условиях практической деятельности. Специалист должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда. Каждая профессия требует овладения специализированными знаниями и умениями.

И умения и навыки формируются в процессе учебной деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение  соответствующих действий, тренировка. Формирование умений происходит в процессе выполнения учащимися различных заданий: задач, расчетов, анализа ситуаций и т.п.

Лабораторно-практические занятия на факультете СПО играют важную роль в процессе обучения и направлены на развитие умения самостоятельно применять полученные теоретические знания в решении практических задач. Содержание лабораторно-практических занятий должно включать те вопросы, которые с точки зрения подготовки специалиста имеют практическое значение в развитии его умений и навыков. Основные дидактические цели лабораторных работ – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, экспериментальная проверка формул, расчетов, ознакомление с методикой проведения экспериментальных исследований. В ходе работы у учащихся формируются умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков и т.д. Одновременно у учащихся формируются профессиональные навыки и умения обращаться с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами при проведении опытов. Однако, ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

Дидактическая цель практических работ по техническим дисциплинам (метрологии, технической механике, инженерной графики и др.) – формирование у студентов профессиональных умений, необходимых для изучения последующих специальных предметов, для выполнения курсовых и дипломных проектов. В ходе практических работ учащиеся овладевают умением пользоваться и работать с нормативными документами, инструкциями, справочниками; составлять техническую документацию и решать различного рода задачи.

Для подготовки учащихся к предстоящей трудовой деятельности важно развивать у них интеллектуальные способности: аналитические, проектировочные, конструктивные. Поэтому характер заданий должен быть таким, чтобы учащиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления и на основе анализа проектировать свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используется анализ производственных ситуационных задач, деловые игры. При разработке их содержания следует учитывать, что они должны отвечать содержанию и уровню сложности профессиональной деятельности специалиста среднего звена.

При отборе содержания практических работ по предмету руководствуются перечнем профессиональных знаний, умений и навыков согласно образовательному стандарту, на основе которого разрабатываются рабочие программы по предмету.

Таким образом, содержание лабораторно-практических работ составляет:

- изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием;

- решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, обработка результатов многократных измерений;

- изучение устройства машин, приборов, инструментов, измерительных механизмов, функциональных схем и работа с ними;

- конструирование по заданной схеме, сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей, стендов.

Методика обучения учащихся решению практических задач требует соблюдения определенной последовательности: полного и четкого понимания условия задачи, уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача, составления плана решения.

Эффективность лабораторных и практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы учащиеся о выполнении работы. Для этого преподаватели используют методические указания и пособия для самостоятельного проведения учащимися таких работ. Методические пособия позволяют не описывать подробно весь ход выполняемой работы, а уделить внимание наиболее существенным моментам: актуализации знаний по теме, практическим действиям, теоретическому обоснованию выполняемых заданий. При подготовке к работе по методическому пособию учащиеся получают возможность спланировать свою деятельность.

Педагогическая ценность подобных пособий заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию по самостоятельной работе учащихся, позволяющую выполнить работу индивидуально во внеурочное время в случае необходимости.

Важную роль на лабораторных и практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальной стадии работ большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также инструктаж к работе, в процессе которого учащийся осмысливает сущность задания и последовательность выполнения отдельных его элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность учащихся к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы. Потребность в руководстве преподавателя многие учащиеся испытывают, когда приступают к выполнению задания. На этом этапе некоторым учащимся нужна помощь, коррекция действий, проверка промежуточных результатов. Опытные преподаватели не спешат подсказать учащемуся готовое решение или исправить допущенную ошибку, а наблюдают за действиями учащегося, предупреждают о возможной неудаче, ставят вспомогательные вопросы. Наблюдение за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей учащихся, развивать их познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы, при этом от занятия к занятию последовательно наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении практических работ.

Обучение на практических занятиях может быть более целенаправленным и комплексным, охватывающим различные стороны практической деятельности будущего специалиста. Так как, большинство профессиональных умений и навыков носит межпредметный характер, необходимо четко прослеживать межпредметные связи, либо проводить межпредметные занятия.

Несмотря на высокую значимость лабораторно-практических работ, доля их в системе учебных занятий на СПО невелика. Во многом это связано с небольшим количеством часов по предмету.

Лабораторно-практические занятия являются связующим звеном между теорией и практикой, на них учащиеся углубляют и закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях, проверяют научно-теоретические положения экспериментальным путем. Правильно организованные исследовательские лабораторные занятия способствуют формированию будущего специалиста, который сможет не только выполнять работу по заданию предприятия, но и вести самостоятельный творческий поиск. Научить анализировать и обобщать полученную информацию можно только на основе умения учащихся самостоятельно ориентироваться в изучаемом материале.

Практические занятия должны быть построены таким образом, чтобы учащийся понимал цель работы и поставленные перед ним задачи, хотел их решать. Если учащемуся трудно понять цель практической работы или ему не интересна сама практическая работа, то в этом не всегда только его вина. Методическое пособие по практической работе должно быть составлено умело, то есть, не быть слишком сложным и слишком простым, но интересным по содержанию. Путь от понимания цели практического занятия до выполнения самого задания не должен быть долгим и сложным.

Таким образом, пи выполнения лабораторно-практических заданий у учащихся вырабатываются:

- расчетно-аналитические умения;

- навыки по использованию справочной и научно-технической литературы;

-навыки по работе с различными измерительными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами при проведении опытов;

- учащиеся находятся в условиях, приближенных к производственным, что положительно влияет их познавательной активности, творческой самостоятельности;

- учащиеся приобретают навыки, необходимые при выполнении курсовых и дипломных проектов;

- вынужденно решают творческие задачи, хотя истины, открываемые учащимися при выполнении практических работ, являются новыми только для них, но в ряде случаев исследования могут выйти за рамки учебных занятий и тогда занятия приобретают научно-практическую ценность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медянкина, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа. /Е.Л. Медянкина // Среднее профессиональное образование. 2006. - № 10. – С.6-7.

2. Модульно-компетентностный подход в российской системе довузовского профессионального обарзования: теория и практика: коллективная монография /Под ред. Н.Ю. Посталюк. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006.

3. Николаева, Л.Н. Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования // Образование и общество. № 3 (56). 2009. С. 36-40.

Категория: 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 4282 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика