Воскресенье, 19.05.2024, 11:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика

Реализация компетенстностного подхода в рамках изучения дисциплины информатика студентами технических специальностей

УДК 377.1

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНСТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Е.А.Мацнева, преподаватель,

Ливенский филиал ПГУ, г.Ливны,

e-mail: aleks-elena07@rambler.ru

 

Аннотация. В данной работе рассматриваются методы и механизмы реализации технологии проблемного обучения, способствующие успешному освоению студентами ключевых компетенций в рамках изучения дисциплины информатика.

Техническое образование является базисом социально-экономического развития общества, средством личностного и профессионального роста специалиста. Качество подготовки специалиста вуза и колледжа определяет темпы научно-технического прогресса. Стремительно меняющиеся технологии диктуют  качественные и методологические  изменения в системе образования.

Среднее профессиональное образование является важным объектом реформирования образования в целом. Новые качественные показатели требуют выполнения ряда условий, в том числе  активного  использовании технологий «открытого образования», информатизации образования, оптимизации методов обучения, расширение тех  направлений, которые  формируют  навыки поиска и анализа информации, практической и самостоятельной работы студентов.

Неотъемлемой частью проблематики является не только освоение знаний, но и как применить их на практике, как реализовать себя в будущей профессии. В связи с этим в последнее время одним из направлений модернизации образования стал компетентностный подход.

Под компетенцией понимается наперед заданной требование (норма) к образовательной подготовке обучаемого, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. В своей совокупности компенции образуют иерархическую структуру, которая последовательно включает в себя ключевые, общепредметные и предметные. Обращаясь к ключевым компетенциям, выделим из них социокультурные, коммуникативные и информационные.

Социокультурные регулируют процесс познания в области общечеловеческих ценностей, формируют духовно-нравственные и культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; определяют роль науки и религии в жизни человека. Коммуникативные (в том числе) предполагают овладение навыками  взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями. Информационные предполагают владение современными средствами поиска, анализа и отбора информации, ее преобразования, хранения и передачи; владение современными информационными технологиями. [1]

Ключевые компетенции формируются на протяжении всего образовательного процесса. Но их основы закладываются на начальном этапе обучения, в рамках освоения блока общеобразовательных дисциплин. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий обучения, типа взаимодействия между преподавателями и студентами.

Деятельность преподавателя, имеющего цель достижение уровня компетентности обучаемого, должна включать (по В.В. Серикову) [2]:

  • выявление признаков ожидаемого уровня компетентности учащихся;
  • определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в направлении возрастания полноты, проблемности, креативности, новизны, практичности, межпредметности, конкретности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания;
  • введение задач-ситуаций различных типов и уровней;
  • разработка и применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность учащихся по преодолению проблемных ситуаций;
  • сопровождение учащихся в процессе создания ими конкретного продукта.

Для достижения поставленной цели хорошо подходит распространенная в последнее время технология проблемного обучения. Данная технология предполагает Последовательное, целенаправленное выдвижение перед обучающимся познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Реализация данной технологии далее будет представлена в проектном методе.

В рамках изучения дисциплины информатика студентам технических специальностей предлагается выполнить групповой проект. Области интересов у студентов различны. В последнее время вновь стала актуальна тема патриотизма, поиска исторических корней, возрождения нравственности. В прошедшем семестре студентам строительной специальности в рамках изучения дисциплины информатика предлагалось провести собственные исследования по направлениям «Здоровый образ жизни» и «Малая родина». Первая тема вызвала большую заинтересованность. Студенты провели социальный опрос среди своих сверстников, выяснили, каково их отношение к спорту, вредным привычками. Результаты опроса показали, что большинство опрошенных осознают необходимость пропаганды здорового образа жизни.  Студентами были подготовлены презентации с материалами о вреде алкоголя, наркотиков и табакокурения. Девушки проявили свои творческие способности в создании плакатов-демотиваторов. Данной теме было посвящено заключительное занятие.

В теме малой родины результаты были скромнее. Большинство молодых людей больше интересуются будущим, чем прошлым. Хороший результат показала команда, пожелавшая исследовать историю постройки, разрушения и воссоздания сельского храма. Для поиска материала студентам пришлось неоднократно выезжать в село, встречаться с местными жителями, посещать школьный краеведческий музей, искать литературу, фотографировать, вести переписку. В результате собранного материала хватило на полноценный информационный сайт, который впоследствии был доработан специалистами, зарегистрирован и запущен [3].

Проектный метод хорошо показал себя на протяжении последних лет моей работы. Темы, предлагаемые в проектах, могут иметь различные направления. Процесс работы над проектом развивает творческие способности студентов, повышает мотивацию к обучению, заставляет работать командно, развивать коммуникативные навыки, стимулирует вести поиск, производить отбор информации, принимать самостоятельные решения. В целом проектный метод помогает оценить освоение вышеназванных ключевых компетенций студентами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алешина, А.В. Модернизация среднего профессионального образования. Материалы XXX международной заочной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». Россия, г.Новосибирск, 24 июля 2013 г.
URL: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/9723

2 Масловская, С.В. Современные технологии обучения: компетентностный подход. ОГПУ, Банк педагогической информации.
URL: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html

3 Сайт храма Иконы Спаса Нерукотворного село Русский Брод
URL: http://rus-brod.cerkov.ru/

 

Категория: 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 627 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика