Воскресенье, 19.05.2024, 11:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика

Применение автоматизированных систем в подготовке специалистов экономического профиля

УДК 004.9

 

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 

Е.А. Яковлева, Р.Н. Яковлев, преподаватели,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,

e-mail: fspo-men@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается автоматизированная система бухгалтерского учета, а так же справочно-правовые системы, применяемые в учебном процессе при подготовке обучающихся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Бухгалтерский учет как наука и как учебная дисциплина нашли отражение на разных уровнях бизнес – образования. Уровень развития бухгалтерского учета есть следствие и результат определенного уровня развития бизнеса. В свою очередь сама система бухгалтерского образования оказывает влияние на развитие бизнеса.

Бухгалтерский учет представляет собой сложную систему измерения, регистрации, сбора, обработки, анализа и представления данных о средствах и источниках средств организации. Получаемые знания позволяют перенести их с модели на «язык» реальной учетной практики.

В последние десятилетия произошли серьезные изменения в характере обучения бухгалтерскому учету. К их числу отнесены: массовый характер обучения, значимость получаемой информации, адаптация образовательного процесса к запросам бизнеса.

Современный образовательный процесс должен определять обучение как управляемую учебно-познавательную деятельность, которая приводит не только к увеличению объема знаний, умений и навыков, но и к более важным изменениям личности обучаемого в направлении более полной ее самореализации. [6]

На факультете СПО результат процесса обучения выступает в виде формирования профессионально значимых качеств личности студента, которые определят его профессиональную компетентность, навыки и мастерство.

В образовательном процессе в настоящее время действуют две основные модели образования: традиционная и инновационная. Традиционная модель предполагает обучение множеству рутин­ных операций, связанных с мно­гократным выполнением одних и тех же арифметических действий. Не­смотря на кажущуюся простоту экономических расчетов, не так-то легко по­лучить решение, правильное с точки зрения законодательства и требования заинтересованных лиц. Кроме того, определенную трудность представляет постоянное изме­нение требований, предъявляе­мых к учету.

Под «инновационным бухгалтерским образованием» понимается образование, основанное на компьютерных формах обучения посредством моделирования изучаемых учетных процессов, составления бухгалтерской финансовой отчетности, анализа обработки данных отчетности, в том числе в режиме удаленного доступа.

Компьютерная программа не может заменить гра­мотного специалиста, но она поз­волит сэкономить его время и силы за счет автоматизации операций, найти арифметические ошибки в учете и от­четности, оценить текущее фи­нансовое положение предприя­тия и его перспективы. Кроме того, автоматизированные сис­темы учета спо­собны помочь подготовить и со­хранить в электронном виде докумен­ты.

Особенностью современного учета у нас в стране является то, что правила учета постоянно меняются, все время выходят новые законы, приказы, постановления, инструкции. Программа должна отслеживать все изменения, поэтому ее приходится постоянно модифицировать. Если она не обновляется продолжительное время, многие автоматически выполняемые действия окажутся ошибочными, и значительно больше операций придется выполнять вручную. Кроме того, для успешной  работы программы ее следует адаптировать под особенности деятельности конкретного предприятия. Часто затраты на приобретение программы оказываются значительно меньше, чем затраты на ее адаптацию и обновление.

Правильный выбор программного продукта – один из определенных моментов автоматизации учета. На рынке компьютерных программ  представлено несколько вариантов  от самых простейших, способных выполнить минимальный набор операций, необходимых для мелких фирм, до разветвленных с глубокой аналитикой. [6]

Самой популярной автоматизированной системой бухгалтерского учета является собственная разработка фирмы «1С» - «1С: Предприятие». Система «1С: Предприятие» состоит из передовой технологической платформы (ядра) и разработанных на ее основе прикладных решений («конфигураций»). Такая архитектура системы принесла ей высокую популярность, поскольку обеспечивает открытость прикладных решений, высокую функциональность и гибкость, масштабируемость от однопользовательских до клиент-серверных и территориально распределенных решений, от самых малых до весьма крупных организаций и бизнес-структур [3].

В учебном процессе по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» применяются следующие конфигурации: «1С: Бухгалтерия 8», «1С: Управление торговлей 8». Все задания построены по принципу ситуационных задач и дополнены документами для имитации модели производственной среды.

В рамках учебной практики используется конфигурация «1С: Зарплата и управление персоналом 8». При использовании данной конфигурации особое внимание уделяется настройке программы для дальнейшей работы.

В процессе обучения применяются различные способы контроля за ходом учебного процесса:

  1. контрольные суммы по мере выполнения заданий;
  2. письменные ответы на контрольные вопросы в конце каждой темы;
  3. выполнение индивидуальных проверочных заданий;
  4. выполнение ситуационных задач;
  5. выполнение контрольной работы.

Кроме того, практические задания являются сквозной задачей, охватывающей дисциплины «Компьютерное обеспечение бухгалтерского учета», «Аудит» и междисциплинарные курсы «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации», «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации», «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами». Обучение ведется в контексте будущей профессиональной деятельности с реализацией межпредметных связей.

В конфигурации «1С: Бухгалтерия» кроме распространенных хозяйственных ситуаций рассматриваются такие как:

  1. оформление результатов инвентаризации имущества и обязательств организации;
  2. особенности проведения аудита в автоматизированной системе бухгалтерского учета;
  3. порядок оформления результатов аудита и внесения корректировок в бухгалтерский учет;
  4. порядок формирования бухгалтерских справок по нестандартным операциям и в случае отсутствия документов, заложенных в программе;
  5. особенности ведения налогового учета.

Применение сквозных практических заданий позволяет значительно углубить и систематизировать знания студентов в области бухгалтерского и налогового учета, учета кадров и заработной платы.

Справочно-правовые системы так же играют огромную роль в подготовке специалиста экономического профиля. В своей ежедневной работе бухгалтер постоянно сталкивается с вопросами законодательства и права в целом, поэтому рынок справочно-правовых систем постоянно растет. В рамках дисциплины «Компьютерное обеспечение бухгалтерского учета» идет изучение справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Следует отметить, что справочно-правовая система, помимо полного набора правовой информации, предлагает разъяснения специалистов по правовым вопросам и такие полезные разделы как «Календарь бухгалтера», «Региональное законодательство», «Формы документов», «Производственный календарь» и прочее. Кроме того, большим плюсом является своевременное обновление справочно-правовой базы. В результате обучающийся имеет возможность не только своевременно получать правовую информацию, но и использовать накопленный опыт коллег.

Обучение справочно-правовой системе «Консультант Плюс» строится на основе ситуационных задач, обеспечивающих изучение и сравнение всех имеющихся средств поиска. Справочно-правовая система «Гарант»  дается в качестве ознакомления.

Таким образом, целью обучения является научить будущего специалиста решать профессиональные задачи с помощью выбранной программы, а не просто освоить приемы работы с программой. Все это призвано сформировать информационную основу деятельности специалиста и, безусловно, приобрести им знания и умения в использовании современных информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Информационно-правовой портал «Гарант»: [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.garant.ru/

2. Ковальчук Е.В., Моисеева Т.М. Проблемы и состояние подготовки специалистов экономического профиля по изучению автоматизированных систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/PNR_2006/Pedagogica/2_+koval_chuk.rtf.htm

3. Официальный сайт фирмы «1С»: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.1c.ru/

4. Официальный сайт «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

5. Скрипченко Э.Н., Карпузова В.И. Опыт использования программных продуктов фирмы «1С» для подготовки специалистов экономического профиля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/tez_pdf.conf7/skre.pdf

6. Сможевская, О.В. Инновации бухгалтерского образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/43042/1/Сможевская.doc

 

Категория: 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 515 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика