УДК 373.С67
ПРАКТИКООРИЕННТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СПО
Т.А.Ноздрачева, Ю.К.Сотников, преподаватели,
Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,
e-mail: tan9102031739@yandex.ru
Аннотация. В данной статье описан практикоориентированный подход к обучению по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств»
Развитие экономической системы общества обусловливает возрастание потребности в специалистах среднего звена. На первый план выступает «человеческий фактор», способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» востребована предприятиями всех отраслей. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания и регулирования технологических процессов. Выпускник по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности. Практики на современных предприятиях - комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности и приобретение опыта практической работы по специальности.
Современное производство оснащено высокой степенью автоматизации с использованием манипуляторов и робототехники, построенных на базе микропроцессорной техники. Подготовка будущего специалиста в области автоматизации технологических процессов и производства направлена на реализацию поэтапной адаптации студента к производственной деятельности, которая осуществляется в период учебного процесса, т.к. после окончания учебного заведения резко изменяется уровень требований к результатам его труда. Выпускник должен принимать самостоятельно ответственные решения, а для этого он должен обладать необходимым багажом знаний и владеть техническими навыками работы при эксплуатации и наладке средств автоматики.
Организация образовательного процесса по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» на кафедре ТМАЭ направлена на формирование творческого, инновационного потенциала студентов и соответствует требованиям к освоению основной образовательной программы по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств».
При изучении модуля ПМ.06 студенты знакомятся с особенностями будущей специальности, осваивают общие задачи трудовой деятельности, приобретают первоначальные навыки радиомонтажных работ для получения профессиональных компетенций, а также получают начальные знания и умения практической деятельности в этой сфере. Встреча с выпускниками нашего учебного заведения - производственниками помогает уяснить значимость приобретаемых теоретических знаний, практических навыков и развитие творческого мышления – трех основных составляющих квалифицированного специалиста. Одним из эффективных путей повышения качества подготовки специалистов среднего звена является привлечение студентов к научно-практической и опытно-конструкторской работе. Эта работа способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых студентами при изучении дисциплин учебного плана, развивает повышенную требовательность к себе, аккуратность, точность в выполнении заданий и научную активность, расширяя тем самым возможность получения конкретных навыков исследовательского характера с последующим переходом в опытно-конструкторскую работу уже в стенах учебного заведения. На начальном этапе обучения превалирует одна из форм учебно-исследовательской работы студентов — рефераты и мини-исследования. С наиболее значимыми докладами и рефератами ребята участвуют в научно-практических конференциях студентов СПО, на которых они делятся результатами своих первых исследований. Все это становятся важным средством организации самостоятельной работы студентов, более углубленного изучения материала, умения находить и проводить анализ дополнительной информации по конкретной теме.
В дальнейшем, на старших курсах, осуществляется переход от научно-практической деятельности к опытно-конструкторской работе студентов. В ходе творческой работы, в процессе разработки, происходит закрепление профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности «Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям)». Основной задачей в работе со студентами на этом этапе является углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков в изготовлении и наладки различных электронных устройств. На этой стадии студенты выполняют все технологические циклы, аналогичные в промышленном производстве в виде изготовленного действующего макета конкретной темы, сочетающей в себе реализацию аппаратной части.
Студенты в своих опытно-конструкторских разработках, под руководством преподавателей, применяют современную элементную базу. Использование программируемых БИС позволяет создавать на их основе сложные автоматические системы, обеспечивающие снижение на порядок стоимость таких систем по сравнению с системами на элементах малой и средней степени интеграции, реализующих аналогичные функции. Одновременно достигается уменьшение массы и габаритных размеров, а также снижение энергопотребления систем. Так работы по разработке, изготовлению и наладке устройств, выполненные студентами Сезоновым Ю., Поздняковым А., Тюриным Д. были отмечены высокими наградами. Работа студента Тюрина Д. получила высокую оценку организаторов Международной молодежной научно - практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» г. Минск (Белоруссия), он получил сертификат и был награжден Дипломом II степени за участие в конкурсе “Лучшая научная работа». Работа студента Сезонова Ю. была отмечена Дипломом и заняла второе место в Международной научно-практической конференции студентов среднего профессионального образования «Интеллектуальный потенциал XXIвека инновационной России, г. Мценск, а работа студента Позднякова была отмечена почетной грамотой за лучшую исследовательскую работу на межрегиональной (очной) студенческой научно- практической конференции «НОВЫЙ ВЗГЛЯД», г. Железногорск.Таким образом, хорошая профессиональная подготовка студентов дает им возможность, показав свои знания и умения на различных российских студенческих конференциях, становиться их призерами.
После прохождения практики по виду деятельности студенты предоставляют отчеты, а также на открытом мероприятии знакомят студентов младших курсов с конкретным производством и возможностью непосредственно участвовать в технологическом процессе изготовления конечной продукции предприятия. Свои выступления студенты сопровождают презентациями, которые помогают уяснить значимость приобретаемых теоретических знаний в стенах учебного заведения.
Важным этапом становления конкурентоспособного специалиста является выполнение реальных дипломных проектов с производственной направленностью. Тематика подбирается на основе проведения производственных практик по основным видам деятельности, что позволяет внедрить их впоследствии в производство, например, «Программно управляемое перемещение исполнительного органа по двум координатам», «Автоматизированная система формирования временных интервалов» и многие другие, связанные с автоматизацией технологических процессов.
Студент в ходе всего процесса обучения по специальности 15.02.07:
- стремится к приобретению знаний - осваивает все виды профессиональной деятельности по специальности СПО;
- формирует общие и профессиональные компетенции, приобретает умения и опыт практической работы по специальности - совершенствует мастерство;
- участвует НИРС – развивает творческое начало.
Стремление к приобретению новых знаний, творческое начало, совершенствование мастерства - необходимые составляющие для формирования конкурентоспособного работника.
Целенаправленная работа кафедры ТМАЭ по реализации на базе Технологического института ПГУ практикоориентированной, повышающей качество подготовки специалистов в области автоматизации технологических процессов и производств, создает надежный фундамент для их дальнейшего обучения в высшей школе, а впоследствии и производственной деятельности.
Выпускник по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» сможет эксплуатировать, диагностировать и ремонтировать любую неисправность в электрическом или электромеханическом оборудовании с помощью современных приборов и компьютерной техники.
|