Воскресенье, 19.05.2024, 13:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика

Практикоориеннтированный подход к обучению по электротехническим дисциплинам СПО

УДК 373.С67

 

ПРАКТИКООРИЕННТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СПО

 

Т.А.Ноздрачева,  Ю.К.Сотников, преподаватели,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,

e-mail: tan9102031739@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье описан практикоориентированный подход к обучению по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств»

Развитие экономической системы общества обусловливает возрастание потребности в специалистах среднего звена. На первый план выступает «человеческий фактор», способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться  к условиям новой информационной среды.  Специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» востребована предприятиями всех отраслей. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания и регулирования технологических процессов. Выпускник по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности. Практики на современных предприятиях  - комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности и  приобретение опыта практической работы по специальности.

Современное  производство оснащено  высокой степенью автоматизации с использованием манипуляторов и робототехники, построенных на базе микропроцессорной техники. Подготовка будущего специалиста в области автоматизации технологических процессов и производства направлена на реализацию поэтапной адаптации  студента  к производственной деятельности,  которая  осуществляется в период учебного процесса, т.к. после окончания учебного заведения  резко изменяется уровень требований к результатам его труда. Выпускник должен принимать самостоятельно ответственные решения, а для этого он должен обладать  необходимым багажом  знаний и   владеть   техническими навыками работы  при эксплуатации и наладке  средств автоматики.

Организация образовательного процесса по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» на кафедре ТМАЭ направлена на формирование творческого, инновационного потенциала студентов  и соответствует требованиям к освоению основной образовательной программы по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств».

При изучении модуля  ПМ.06 студенты  знакомятся  с особенностями будущей специальности, осваивают общие задачи     трудовой деятельности, приобретают первоначальные навыки радиомонтажных работ для получения профессиональных компетенций, а также  получают  начальные знания и умения практической деятельности в этой сфере. Встреча с выпускниками нашего учебного заведения - производственниками помогает уяснить значимость  приобретаемых теоретических  знаний, практических навыков и развитие творческого мышления – трех основных составляющих квалифицированного специалиста. Одним  из эффективных путей повышения качества подготовки специалистов среднего звена является привлечение студентов  к научно-практической и опытно-конструкторской работе. Эта работа способствует более глубокому за­креплению теоретических знаний, получаемых студента­ми при изучении дисциплин учебного плана, развивает по­вышенную требовательность к себе, аккуратность, точность в выполнении заданий и научную активность, расширяя тем самым возможность получения конкретных навыков исследовательского характера с последующим переходом в опытно-конструкторскую работу уже в стенах учебного заведения. На начальном этапе обучения превалирует одна из форм учебно-исследовательской работы студентов — рефераты и мини-исследования. С наиболее значимыми докладами и рефератами ребята участвуют в на­учно-практических конференциях студентов СПО, на которых  они делятся результатами своих первых исследований. Все это ста­новятся важным средством организации самостоятельной работы студентов, более углубленного изучения материала, умения находить и проводить анализ  дополнительной информации  по конкретной теме.

В дальнейшем, на старших курсах, осуществляется переход  от научно-практической деятельности к опытно-конструкторской работе студентов. В ходе творческой  работы, в процессе разработки, происходит закрепление профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности «Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям)». Основной задачей в работе со студентами на этом этапе является углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков в изготовлении и наладки различных электронных устройств. На этой стадии студенты выполняют все  технологические циклы, аналогичные в промышленном производстве в виде изготовленного действующего макета конкретной темы, сочетающей в себе реализацию аппаратной части.

Студенты в своих опытно-конструкторских разработках, под руководством преподавателей,  применяют  современную элементную базу. Использование программируемых БИС позволяет создавать на их основе сложные автоматические систе­мы, обеспечивающие снижение на порядок стоимость таких систем по сравнению с системами на элементах малой и средней степени интеграции, реа­лизующих аналогичные функции. Одновременно до­стигается уменьшение массы и габаритных размеров, а также снижение энергопотребления систем. Так работы по  разработке, изготовлению и наладке устройств, выполненные студентами Сезоновым Ю., Поздняковым А., Тюриным Д. были отмечены высокими наградами. Работа студента  Тюрина Д. получила высокую оценку организаторов Международной молодежной научно - практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» г. Минск (Белоруссия),  он получил сертификат и был награжден  Дипломом II степени за участие в конкурсе   “Лучшая научная работа». Работа студента Сезонова Ю. была отмечена Дипломом и заняла второе место в Международной научно-практической конференции студентов среднего профессионального образования «Интеллектуальный потенциал XXIвека инновационной России, г. Мценск, а работа студента Позднякова была отмечена почетной грамотой за лучшую исследовательскую работу  на межрегиональной (очной) студенческой научно- практической конференции «НОВЫЙ ВЗГЛЯД», г. Железногорск.Таким образом, хорошая профессиональная подготовка студентов дает им возможность, показав свои знания и умения на различных  российских студенческих конференциях, становиться их призерами.

После прохождения практики по виду деятельности студенты предоставляют отчеты, а также на открытом мероприятии  знакомят студентов младших курсов с конкретным производством и возможностью непосредственно участвовать в технологическом процессе изготовления конечной продукции предприятия. Свои выступления студенты сопровождают презентациями, которые  помогают уяснить значимость  приобретаемых теоретических  знаний в стенах учебного заведения.

Важным этапом становления конкурентоспособного специалиста является выполнение реальных дипломных проектов с производственной направленностью. Тематика подбирается на основе проведения производственных практик по основным видам деятельности, что позволяет внедрить их впоследствии в производство, например, «Программно управляемое перемещение исполнительного органа по двум координатам», «Автоматизированная система формирования временных интервалов» и многие другие, связанные с автоматизацией технологических процессов.

Студент в ходе всего процесса обучения по специальности 15.02.07:

- стремится к приобретению знаний - осваивает все виды профессиональной деятельности по специальности СПО;

- формирует общие и профессиональные компетенции, приобретает умения и опыт практической работы по специальности - совершенствует мастерство;

- участвует НИРС – развивает творческое начало.

Стремление к приобретению новых знаний, творческое начало, совершенствование мастерства - необходимые составляющие для формирования конкурентоспособного работника.

Целенаправленная работа кафедры ТМАЭ по реализации на базе Технологического института ПГУ практикоориентированной, повышающей качество подготовки специалистов в области автоматизации технологических процессов и производств, создает надежный фундамент для их дальнейшего обучения в высшей школе, а впоследствии и производственной деятельности.

Выпускник по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» сможет эксплуатировать, диагностировать и ремонтировать любую неисправность в электрическом или электромеханическом оборудовании с помощью современных приборов и компьютерной техники. 

 

Категория: 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика