Воскресенье, 19.05.2024, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика

Методика оценки уровня усвоения и формирования компетенций по химии

УДК.377.112.4

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ХИМИИ

 

В.Н. Быкова, преподаватель,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые методы и приемы организации контроля знаний, умений и навыков учащихся, способствующих дать оценку качеству и эффективности усвоения предметных компетенций по химии.

На современном этапе развития образования важное место отводится системе оценки его качества. Любой преподаватель обеспокоен проблемой, в какой мере эффективно учащиеся усваивают учебный материал преподаваемой дисциплины. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования   особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий. Выделяются следующие их виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования  должна быть направлена на: а) реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; б) умений и опыта действий по определенному кругу вопросов в заданной предметной области.

Предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются:

1) овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях; 2) систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы; 3) овладение химической терминологией и символикой; 4) распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций; 5) составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов;  6) способность пользоваться периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева; 7) понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений; 8) способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности и сельском производстве, в живой природе; 9) осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде; 10) выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровья человека.  

Учебная программа выражает конкретную, методически осмысленную
стратегию и тактику обучения. В учебных программах находят отражение
цели и задачи обучения, содержание и принципы построения учебных курсов
в рамках конкретной предметной области. В основе программ лежат
определенная концепция, реализация которой должна
осуществляться в течение определенного времени. Учебная программа,
выражая педагогические и методические позиции автора, прямо указывает на то, как должно быть построено обучение, вплоть до последовательности изучения и распределения времени по темам. Содержание дисциплины химия должно содержать следующие обязательные системы: научные (прежде всего химические) знания; умения и навыки (специальные, интеллектуальные, общеучебные); описание опыта творческой и производственной деятельности в области химии; отображение положения химии в окружающей действительности; возможности развития и воспитания учащихся.

Контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения химии. В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у учащихся. Именно таким образом у них создается определенная система знаний. Каждая новая тема рассматривается лишь после того, как преподаватель проведет контроль оценивания уровня усвоения полученных знаний для восприятия нового материала. Выполнение каких-либо упражнений по новой теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у обучающихся системы химических понятий, логически связанных друг с другом. Освоить методику контроля результатов обучения химии преподавателю непросто. Обычно преподаватели пользуются сочетанием разнообразных методов контроля, но время занятия достаточно определено, поэтому необходимо выбрать оптимальную систему контроля на каждом этапе занятия и на занятии в целом. Но это возможно только в том случае, когда преподаватель теоретически может рассмотреть и определить специфику каждого из метода. Если необходимо проверить умение учащихся переливания раствора из склянки в пробирку, необязательно слушать их рассказ – можно воспользоваться  демонстрацией этого действия, а также записать схему процесса или химические формулы.

Контроль знаний учащихся должен проводиться преподавателем систематически с использованием различных методов   контроля, как традиционных  (устный опрос, проверочная или контрольная работа), так и инновационных (контрольно-диагностические задания, компетентностно - ориентированные тесты, контекстные задачи), которые в совокупности включают знаниевый, деятельностный и мотивационный компоненты, предназначенные для осуществления определенных действий, направленных на выявление соответствующих результатов обучения или отдельных показателей результатов.  Использование средств контроля должно соответствовать целям контроля.

          Оценку уровня усвоения компетенций необходимо проводить, начиная с закрепления изученных вопросов темы на каждом занятии. На этом этапе можно предлагать практико-ориентированные задания или задачи. Пример задачи. Хлорид – анионы поступают в организм с поваренной солью, они нужны для работы желудка. Поскольку хлорид натрия выводится из организма с потом, то, спортсменам,  или трудящимся в горячих цехах необходимо больше поваренной соли до 20 – 25 г в сутки. Определите количество вещества хлорида натрия, которое потребуется такому человеку в: а)  день; б) неделю; в) год?  В какой форме  хлор опасен для человека:  в молекулярной или ионной? Такого типа задания  можно использовать при изучении темы «Соли», «Теория электролитической диссоциации», «Растворы», «Способы выражения состава вещества», «Галогены». Результаты  выполнения позволят проконтролировать усвоение знаний, понимание этапов изучаемых тем, применение химических знаний на практике, применение теоретических знаний для решения расчетных задач.

Диагностику уровня усвоения компетенций необходимо проводить на основе   выполнения внеурочной самостоятельной работы (домашнего задания). При этом содержание заданий для контроля должны отвечать целям их выполнения. Задания компетентностно – ориентированных  тестов способствуют выявлению, как теоретических знаний, так и уровня сформированности  умений и навыков анализировать и синтезировать. В зависимости от цели используются тесты с выбором одного правильного ответа  или с предоставлением нескольких правильных ответов, но разных по степени значимости в контексте вопроса, или содержащие вопросы, требующие расчета.   

Пример. Какой способ получения этилена в лабораторных условиях вы выбрали бы для проведения опыта с ним.

  1. Дегидрирование этана;
  2. Дегидратация этанола;
  3. Щелочной гидролиз  хлорэтана;
  4. Восстановление уксусного альдегида.

Если добавить задание « Обоснуйте выбор. Почему остальные варианты не подходят в данном случае?», то работа с тестом будет выполнять функцию не только контроля, но и обучения, способствовать организации мыслительной деятельности и дать возможность преподавателю проследить ход рассуждений и в тоже время послужить оценочным целям.

Практика показывает, что наибольший интерес у обучающихся вызывают вопросы, связанные с применением химических соединений в будущей профессиональной деятельности, с влиянием синтетических веществ на здоровье и физиологию человека, на качество пищи, одежды и влияние на природу.      Решение контекстных задач оказывает влияние на развитие ключевых компетенций. Контроль достижений учащихся может быть более эффективным при использовании контекстных заданий. Контекстные задания отражают реальные ситуации из бытовой, производственной, общественной жизни и носят проблемный характер. Чтение текста подобных задач способствует мыслительной деятельности и приобретению некоторого жизненного опыта. Пример.

Считается, что в пище соотношение белков, жиров и углеводов (по массе) должно составлять 1:1:4. Суточная потребность взрослого человека в белках равна 200 граммов. Много белков в сыре -25%, а в молоке только 3%, в хлебе 7%, в рыбе 15%, в птице 21%, мясе 18%. Растительное масло содержит 90% жиров ненасыщенных кислот и 10% жиров насыщенных кислот. Любой животный жир: свиное сало, говяжий жир, гусиный жир содержит почти100% жиры насыщенных кислот, что гораздо менее полезны для человека, так как труднее расщепляются в организме, особенно при постоянном употреблении в больших количествах. Рассчитайте оптимальное количество веществ жиров, в расчете на триглицерид стеариновой кислоты и углеводов в расчете на сахарозу для дневного меню. Рассчитайте массу каждого (или одного) из этих продуктов, обеспечивающих дневную потребность взрослого человека. Напишите реакцию гидролиза молекулы жира и сахарозы в кислой среде желудочного сока. Такого вида задачи позволяют  контролировать знания (химические формулы сложных молекул) и понимание ими изучаемой темы (пища состоит из химических веществ, имеющих определенный состав и свойства), применение теоретических знаний для решения расчетных задач, умения анализировать и выбирать главное. Подобные контекстные задания можно использовать  для контроля,  как компонентов предметного усвоения,     так и для анализа процесса овладения знаниями.

Мониторинг формирования таких компетенции как овладение химической терминологией и символикой;  распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций позволяет проводить  система  интерактивного опроса с помощью электронного тестирования или так называемого химического диктанта (в отсутствии мультимедийных средств). Такой опрос сходен с викториной, позволяет включить, в зависимости от целей разное количество вопросов или утверждений и имеет свой критерий оценки. Конечно, система интерактивного опроса с помощью электронного тестирования позволяет  автоматически получить отчет о результатах, быстро выставить оценку, проанализировать ошибки и трудности усвоения, отдельных тем. Пример химического диктанта по теме «Теория химического строения», который содержит правильные и неправильные утверждения. Ответы учащихся содержат только «да» или «нет».

  1. Все органические вещества называются углеводородами.
  2. Органические вещества в своем составе всегда содержат углерод.
  3. Активные частицы, называемые радикалами, имеют тот же состав молекулы, что и соответствующий углеводород.
  4. Изомеры – это вещества, имеющие одинаковое строение, но различающиеся по свойствам.
  5. Атом углерода в органических соединениях образует четыре ковалентные связи.
  6. Состав молекул органических соединений определяет физические и химические свойства вещества.
  7. Углеводороды в своем составе могут содержать атомы кислорода и азота.
  8. Молекулярная формула показывает соединение атомов углерода в молекуле
  9. Многообразие органических веществ определяется способностью атома углерода соединяться в длинные, разветвленные цепочки.

Специфика химии заключается в наличии лабораторных работ. Методическая разработка выполнения эксперимента обязательно включает цель работы, описание опыта и контрольные вопросы, которые отвечают цели. Краткий отчет о выполнении работы является не только показателем уровняполученных знаний, но иприобретенных практических навыков работы с оборудованием и веществами, самоорганизации и творческого подхода к собственной деятельности. Выполнение эксперимента, как домашнего задания и его отчет на занятии(не обязательного для всех и как правило, большинством выполняемого), может быть оценочным средством, позволяющим выявлению достижений результатов в освоении компетенций.

Выделение общеучебных умений, навыков и способов деятельности на всех ступенях обучения содействует как целостному представлению содержания образования, так и деятельному его освоению. Проблема развития общеучебных умений тесно связана с проблемой самостоятельности учащихся в учебной работе. Такие компетенции как: применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности и сельском производстве, в живой природе;осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде; выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровья человека, формируются при проведении тематических семинаров, организации проектной деятельности , модульных занятий.Такие формы организации учебной деятельности должны иметь четкую структуру содержания, а также целевую установку контроля усвоения компетенций.

Для осуществления диагностики и коррекции результатов обучения необходима система проверки знаний, умений и навыков учащихся. Контроль позволяет установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания и умения, в том числе и общеучебные (метапредметные), а также выявить уровень развития учащихся, сформированность их личностных качеств. Систематическая проверказнаний, умений и навыков имеет диагностическое, обучающее и воспитывающее значение. Цели обучения, находятся в тесной связи с целями контроля знаний.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования //Народное образование. – 2003. - № 2. - с 58-64.

2. Иванов Д. А. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе //Школьные технологии. – 2008. - № 1. – с 149-158.

         3. Сосновский Б. А.  Как и зачем человек учится  //Химия в школе. - 1995. - № 1. -с 19-22.

4. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. – М.; Логос, 2010.

Категория: 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1654 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика