Воскресенье, 19.05.2024, 15:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика

Компетентностный подход в преподавании биологии

УДК 377.1

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

В.В. Неказакова, учитель биологии,

МБОУ «СОШ №2 города Ливны»,

e-mail: v17112014@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе в ходе преподавания биологии на конкретных примерах.

Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми,

 но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил,

сам ими овладевал.

Такой метод  обучения наилучший,

самый трудный, самый редкий…» 

А.Дистервег

 

Изменения, происходящие в стране на социально-культурно- экономическом уровне, потребовали от человека другого подхода к качеству образования, к уровню образовательных услуг, к самооценке и самообразованию в течение всей жизни. Сама жизнь требует изменить и школьное образование: от принципа “дать знания” нужно перейти к принципу “научить получать необходимые знания и умения”.  Пересмотр требований к подготовке учащихся привел к тому, что одним из приоритетных  направлений обновления российского образования явилось внедрение компетентностного подхода в систему общего образования.

В учебном предмете «Биология» нашли отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и участвующие в переориентации биологического образования на компетентностный подход:

  • усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания за счет включения сведений прикладного характера;
  • реализация деятельностного и компетентностного подходов за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности и развития ключевых компетенций;
  • формирование информационной компетентности.

Основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе в ходе преподавания биологии:

- 1.Ценностно-смысловая;

- 2.Общекультурная;

- 3. Учебно-познавательная;

- 4. Коммуникативная;

- 5. Личностного самосовершенствования.

Рассмотрим на конкретных примерах виды компетенций применяемых на уроках биологии:

1.Ценностно-смысловая компетенция.

Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках используется множество живых объектов( растения, дождевые черви, рыбы ), рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи. В рамках этой компетенции формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков. А межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность. Приведем некоторые примеры : «Всасывание воды корнем» (корневое давление), движение крови по сосудам, работа сердца как насоса, закон сохранения и превращения энергии в живой системе при обмене веществ, газообмен по законам диффузии, роль кислорода как окислителя при клеточном дыхании, осмотическое давление в клетке, всасывание веществ в кровь – связь с физикой.  «Химическая организация клетки», «Нуклеиновые кислоты» - связь с химией.

2. Общекультурная компетенция.

На первых этапах изучения предмета является   осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; а в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательная компетенция.

Основная задача курса биологии, как одной из дисциплин естественнонаучного цикла – поиск таких подходов к преподаванию предмета, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, как в настоящем, так и в будущем. В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся решать сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. На практических и лабораторных работах, при проведении опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной литературы. Работа с дополнительными источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся. На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения, процесс денатурации белка, явление плазмолиза и деплазмолиза  и т.д. Учащихся могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающий в живых организмах. Начиная со среднего звена, ученики работают над созданием проектов, ведут научную деятельность. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, в соответствии с целью определять задачи и поэтапно двигаться от конкретных задач к воплощению результата. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков. В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. В своей работе я использую ЦОР: Биология. Животные. 7 класс. «1С: Школа»; Биология. Растения. 6 класс. «1С: Школа».

При планировании уроков особо выделяется  тот материал, который включён в содержание контрольно-измерительных материалов, и во время урока делается  на него особый акцент

Особое внимание уделяется и  работе с рисунками, так как они встречаются в составе многих заданий. Если при изучении темы встречаются рисунки – на последующих  уроках используем дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками.

Совместно, создаются  подборки рисунков по разным разделам биологии. Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти.

4. Коммуникативная компетенция.

Ученики в процессе совместной деятельности учатся договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов. С первого урока и на каждом занятии вводятся новые биологические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов, оценивается умение формулировать собственное мнение и позицию.

5. Компетенция личностного самосовершенствования.

На уроках биологии ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение. Готовность и способность школьника к осуществлению самодиагностики, и самоанализа формируется на протяжении всего времени изучения биологии, наиболее выражена эта характеристика у учеников старших классов. На уроках и вне занятий проводится индивидуальная работа с учениками, которые по разным причинам работают с опережением или не усваивают в полном объеме учебный материал. В процессе изучения биологии происходит самопознание, осознание себя как части Вселенной, мироздания; происходит осознание предназначения человечества на Земле. Учащиеся начинают ощущать себя как часть природы, учатся любить себя и заботиться о себе.

Для достижения хорошего результата используются  различные  стратегии критического мышления, способствующие развитию у обучающихся ключевых компетенций. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное
    пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 3 - 5.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. 2)

 

Категория: 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 2744 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика