Воскресенье, 19.05.2024, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика

Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка студентов среднего профессионального образования

УДК 377.031

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Е.А. Лаврушина, Г.В. Никищенкова, Т.А. Рубцова,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,

e-mail: fspo-gend@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс формирования языковой компетенции на уроках иностранного языка у студентов среднего профессионального образования, необходимость использования знаний в активной практической деятельности, умение работать с информацией на иностранном языке.

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в РФ, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Владение иностранным языком в  профессиональной сфере необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.

Целью обучения иностранному языку студентов на факультете среднего специального образования является формирование языковой компетенции. Понятие «языковая компетенция» в современной теории обучения иностранным языкам, обозначает совокупность языковых знаний, умений, навыков, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в сферах деятельности, а также способствуют развитию языковых способностей обучаемых.

Компетенция в общем понимании – это группа взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной задачи.

В свою очередь компетентность – это способность осуществлять деятельность в рамках освоенной компетенции, принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации.

Термин «языковая компетенция» введенный американским лингвистом Н. Хомским примерно в середине XX в., обозначает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке.

В учебном заведении, «языковая компетенция»  – это достижение определённого уровня владения орфографическим, фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами речи и способностями использовать языковые средства для построения правильно сформулированных высказываний.

 Языковая компетенция формируется в различных видах речевой деятельности, которая осуществляется как в устной, так и письменной форме. 

На уроках иностранного языка мы стремимся к формированию у обучающихся всех видов речевой деятельности:  аудирование, говорение, чтение, письмо. Для этого мы со студентами разных специальностей, слушаем аутентичные тексты разного формата (с общим пониманием, с извлечением конкретной информации, с полным пониманием); читаем аутентичные тексты профессиональной направленности,  составляем резюме, заявления, диалоги с учетом профессиональных ситуаций, заполняем анкеты, пишем эссе; готовимся к собеседованию, говорим о себе и о своих увлечениях, трансформируем тексты, создаем лексические базы, знакомимся с новой лексикой, переводим статьи, выполняем грамматические упражнения. Студентам предлагаются разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли понятно и логично, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Мы стремимся вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Будущий специалист  должен быть достаточно подготовлен для выполнения всех видов работ по информационному поиску и информационному обеспечению научных исследований, а также для самостоятельной работы с неадаптированным научным текстом любого уровня сложности.

При использовании информационных ресурсов и услуг Интернета возникают дополнительные возможности поиска новой информации  с учётом способностей студентов, их интересов, уровня обученности и т.д.

С помощью сети Интернет можно обмениваться опытом, привить интерес студентов к области, в которой они специализируются, создать подлинную языковую среду, опираясь на оригинальные источники, отражающие новейшие достижения.

Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. Интернет готовит будущих специалистов не только понимать содержание технических текстов, но и критически относиться к информации, содержащейся в иностранных источниках. Современные неадаптированные тексты последних достижений научно-технического прогресса, исследования студентов различных технологических учебных заведений по своей специальности призывают к анализу и обсуждению  их на языке оригинала.

Компетентность - это деятельностная категория, которая проявляется только в определенной деятельности;

быть компетентным означает быть способным (уметь) мобилизовать полученные знания и опыт в той или иной ситуации;

компетентность не сводится к знаниям или навыкам, она включает их в себя, так как последние и есть формы проявления компетентности на разных этапах её формирования;

значительную роль в проявлении компетентности играет конкретная ситуация, в разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетентность; непроявленная компетенция - не является компетенцией;

формирование компетентности - процесс, который в принципе никогда не заканчивается;

природа компетентности такова, что она может проявляться только при условии глубокой личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности;

значимым фактором формирования компетентности является образование;

ключевые компетенции представляют собой конкретизированные цели образования.

В случае его успешной реализации компетентностный подход может обеспечить обучаемых полезными знаниями, необходимыми для достижения целей в реальных жизненных условиях.

Студент обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике.

Сегодня студенту необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Умение работать с информацией на иностранном языке и способность применять это в своей практике является одним из наиболее важных качеств высококлассного специалиста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Колкова М.К. Модернизация процесса обучения иностранным языкам в рамках стратегии модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе // Обучение иностранным языкам (отв. ред. М.К. Колкова). - СПб. - КАРО, 2003. - 320.

2. Мусницкая Е.В. Научно-популярный текст в обучении иноязычной речевой деятельности. // ИЯШ. - 2004. - №2.

3. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку// ИЯШ. - 2001. - №5.

Категория: 2. Компетентностный подход в обучении: теория и практика | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 2911 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика