УДК 377.031
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Лаврушина, Г.В. Никищенкова, Т.А. Рубцова,
Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,
e-mail: fspo-gend@rambler.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается процесс формирования языковой компетенции на уроках иностранного языка у студентов среднего профессионального образования, необходимость использования знаний в активной практической деятельности, умение работать с информацией на иностранном языке.
Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в РФ, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Владение иностранным языком в профессиональной сфере необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.
Целью обучения иностранному языку студентов на факультете среднего специального образования является формирование языковой компетенции. Понятие «языковая компетенция» в современной теории обучения иностранным языкам, обозначает совокупность языковых знаний, умений, навыков, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в сферах деятельности, а также способствуют развитию языковых способностей обучаемых.
Компетенция в общем понимании – это группа взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной задачи.
В свою очередь компетентность – это способность осуществлять деятельность в рамках освоенной компетенции, принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации.
Термин «языковая компетенция» введенный американским лингвистом Н. Хомским примерно в середине XX в., обозначает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке.
В учебном заведении, «языковая компетенция» – это достижение определённого уровня владения орфографическим, фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами речи и способностями использовать языковые средства для построения правильно сформулированных высказываний.
Языковая компетенция формируется в различных видах речевой деятельности, которая осуществляется как в устной, так и письменной форме.
На уроках иностранного языка мы стремимся к формированию у обучающихся всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Для этого мы со студентами разных специальностей, слушаем аутентичные тексты разного формата (с общим пониманием, с извлечением конкретной информации, с полным пониманием); читаем аутентичные тексты профессиональной направленности, составляем резюме, заявления, диалоги с учетом профессиональных ситуаций, заполняем анкеты, пишем эссе; готовимся к собеседованию, говорим о себе и о своих увлечениях, трансформируем тексты, создаем лексические базы, знакомимся с новой лексикой, переводим статьи, выполняем грамматические упражнения. Студентам предлагаются разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли понятно и логично, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Мы стремимся вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Будущий специалист должен быть достаточно подготовлен для выполнения всех видов работ по информационному поиску и информационному обеспечению научных исследований, а также для самостоятельной работы с неадаптированным научным текстом любого уровня сложности.
При использовании информационных ресурсов и услуг Интернета возникают дополнительные возможности поиска новой информации с учётом способностей студентов, их интересов, уровня обученности и т.д.
С помощью сети Интернет можно обмениваться опытом, привить интерес студентов к области, в которой они специализируются, создать подлинную языковую среду, опираясь на оригинальные источники, отражающие новейшие достижения.
Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. Интернет готовит будущих специалистов не только понимать содержание технических текстов, но и критически относиться к информации, содержащейся в иностранных источниках. Современные неадаптированные тексты последних достижений научно-технического прогресса, исследования студентов различных технологических учебных заведений по своей специальности призывают к анализу и обсуждению их на языке оригинала.
Компетентность - это деятельностная категория, которая проявляется только в определенной деятельности;
быть компетентным означает быть способным (уметь) мобилизовать полученные знания и опыт в той или иной ситуации;
компетентность не сводится к знаниям или навыкам, она включает их в себя, так как последние и есть формы проявления компетентности на разных этапах её формирования;
значительную роль в проявлении компетентности играет конкретная ситуация, в разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетентность; непроявленная компетенция - не является компетенцией;
формирование компетентности - процесс, который в принципе никогда не заканчивается;
природа компетентности такова, что она может проявляться только при условии глубокой личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности;
значимым фактором формирования компетентности является образование;
ключевые компетенции представляют собой конкретизированные цели образования.
В случае его успешной реализации компетентностный подход может обеспечить обучаемых полезными знаниями, необходимыми для достижения целей в реальных жизненных условиях.
Студент обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике.
Сегодня студенту необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Умение работать с информацией на иностранном языке и способность применять это в своей практике является одним из наиболее важных качеств высококлассного специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Колкова М.К. Модернизация процесса обучения иностранным языкам в рамках стратегии модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе // Обучение иностранным языкам (отв. ред. М.К. Колкова). - СПб. - КАРО, 2003. - 320.
2. Мусницкая Е.В. Научно-популярный текст в обучении иноязычной речевой деятельности. // ИЯШ. - 2004. - №2.
3. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку// ИЯШ. - 2001. - №5. |