Воскресенье, 19.05.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда

УДК 378.147

 

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

 

С.А. Гасанова, ст. преподаватель,

Н.Н. Мозгунова, ст. преподаватель,

Мценский филиал ПГУ, г. Мценск,

e-mail: sv_gasanova@mail.ru

 

Аннотация. В статье обоснована возможность применения Веб-квестов как интерактивной образовательной среды, позволяющей активно применять технологии проблемного обучения при формировании ключевых компетенций обучающихся.

Технология Веб-квест достаточно известна. Впервые Веб-квест был представлен преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году, поэтому назвать её новой было бы не совсем верно. Другое дело, что в образовательных целях в нашей стране она используется не так давно. Для подготовки и проведения Веб-квеста необходим высокий уровень информационной компетентности педагога. Возможно, одной из причин явилось и отсутствие доступа к высокоскоростному Интернету во многих образовательных учреждениях. Но в последнее время ситуация меняется, и учителя все чаще используют эту технологию в учебных целях.

Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы студентов, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, студенты этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Студенту дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста студенты либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест (webquest) – это проблемное задание с элементами ролевой игры. Цель работы в данной образовательной среде: организовать грамотную работу студентов в Интернете, сформировать ключевые компетентности. Веб-квест – это продукт совместной деятельности преподавателя и студентов. Результатом работы с веб-квестом является публикация минипроектов студентов в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).

Веб-квест имеет определенную структуру.

Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:

  • использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Несмотря на критические замечания в отношении образовательного Веб-квеста, технология имеет множество «плюсов». При использовании этой технологии преподаватель адаптирует её к конкретным условиям, сохраняя при этом основные пункты.

Актуальность технологии в том, что она помогает раскрыть «образовательный вектор» использования сетевых ресурсов. Получив доступ ко всемирной паутине, обучаемые не используют все её достоинства в полной мере. Технология Веб-квест уводит студентов от потребительского отношения к сети. Творчество, сотрудничество, умение работать в команде, выполняя разные социальные роли – это далеко неполный перечень «плюсов» этой технологии.

Термин «веб-квест» выступает не только как метод, этим термином обозначают еще и среду (файлы конкретных программ, веб-сайт, содержащие интригу, цели, выбор героя, задания и т. д.), в которой действует студент.

Веб-квесты могут быть использованы для кратковременной и долговременной работы. Кратковременный веб-квест преследует простые образовательные цели – расширение, углубление знаний и их интеграцию, они обычно рассчитаны на одно - три занятия и могут быть легко использованы на занятиях по многим дисциплинам.

В долговременных веб-квестах образовательная цель другого уровня: студенты расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни.

Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Следует отметить, что обучение с помощью технологии веб-квестов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка)/ О.Н.Бобровских // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm

2. Быховский, Я. С. Как создать веб-квест для самостоятельной работы учащихся? / Я. С. Быховский // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://teacher.fio.ru/news.php?n=59&c=1529

3. Воронова Е. Н. Использование Веб-квест техноогии в процессе обучения английскому языку в вузе/ Е.Н.Воронова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.naryishkin.spb.ru

4. Ганеева А. Р. Веб-квест в педагогике / А.Р.Ганеева// [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.naryishkin.spb.ru

5. Зайкин М.И., Напалков С.В. Об общей структуре и содержательной специфике тематического образовательного WEB-квеста по математике/ М.И.Зайкин, С.В. Напалков // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: www.science-education.ru/111-10511

6. Садовская Ж.И. Использование технологии веб-квеста как способа повышения мотивационной деятельности студентов/ Ж.И.Садовская //. – Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011. – С.287-289.

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 2291 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика