Воскресенье, 19.05.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Технологии разработки электронных образовательных ресурсов

УДК 378.147

 

Технологии разработки электронных образовательных ресурсов

Ю.А. Горелова, канд.экон.наук, заведующая кафедрой

«Экономика и информационные технологии»

Мценский филиал ПГУ, г. Мценск,

e-mail: ulya357@yandex.ru

 

Аннотация.  В статье рассмотрены современные технологии создания интерактивных образовательных ресурсов и раскрыты преимущества электронного обучения.

Появившись в конце XX в., дистанционное обучение к началу XXI в. стало одним из наиболее перспективных и эффективных систем подготовки специалистов в различных областях знаний. В последние годы в Европе, а затем в России распространился термин E-learning, который означает процесс дистанционного обучения в электронной форме, осуществляемый через сеть Интернет с использованием различных систем электронного обучения. В связи с чем, стремительный процесс компьютеризации образования на основе современных компьютерных систем, поступающих в учебные заведения страны, открывает в образовании путь электронным учебникам. Этот термин в настоящее время наиболее устойчив, и к этому типу разработок относятся все в большей или меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения.

В соответствии с ч.7 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.09.2013 № 1047 «до 1 января 2015 г. печатные учебники должны иметь электронное приложение. Оно представляет собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в учебной деятельности совместно с учебником. После этой даты наряду с печатной формой учебника требуется также электронная.»

Таким образом, разработка электронных учебных курсов становится все более актуальной и необходимой в системе современного образования.

Электронный учебник – основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемое дидактическими единицами стандарта и программой.

Современный электронный учебник – это целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Интернет, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения.

Инструментальные средства – программное и информационное обеспечение, используемое для разработки и представления учебных материалов в форме, требуемой для использования в АОС. Инструментальные средства можно разделить на две группы:

  • общедоступные средства, ориентированные на Web-технологии и не включающие дорогостоящих специальных средств;
  • инструментальные средства, специально ориентированные на разработку компьютерных курсов.

В первую группу входят сравнительно недорогие или свободно распространяемые программные продукты. К ним относятся, например, редакторы HTML текстов, графические редакторы, конверторы форматов данных, возможно также средства создания аудио- и видеофрагментов. При использовании средств первой группы удается минимизировать первоначальные финансовые затраты. Сопровождение созданных ЭИ, их модернизация и адаптация принципиально возможны не только их авторами, но и квалифицированными пользователями (конечно, при наличии соответствующей договоренности между авторами и администраторами базы учебных материалов (БУМ)). Однако создание ЭИ средствами первой группы характеризуется повышенными затратами времени.

Среди предлагаемых готовых решений на рынке информационных технологий создание электронных образовательных ресурсов возможно с помощью следующих технологий:

  1. Adobe Captivate 8 - специализированная программа, предназначена прежде всего для создания учебных мультимедийных ресурсов, в том числе интерактивные модели, демонстрации и обучающие материалы. Учащиеся смогут работать с созданным учебным материалом на любых устройствах. Среди особенностей использования программного средства - создание проектов электронного обучения с поддержкой HTML5 для устройств различного размера и разрешения, легко создаются адаптивные ресурсы электронного обучения с возможностью настройки для определенного устройства. Основное ее преимущество состоит в том, что пользователям для разработки учебных ресурсов не нужно иметь навыков программирования. Благодаря простому и интуитивно понятному интерфейсу освоить программу будет несложно

Возможности программного обеспечения:

  • Создание адаптивных проектов электронного обучения для различных экранов.
  • Абсолютно новый, интуитивно понятный пользовательский интерфейс.
  • Предварительный просмотр на нескольких устройствах.
  • Адаптивные темы.
  • Ресурсы мобильного обучения с сенсорным управлением.
  • Электронное обучение с ориентацией на местоположение.
  • Встроенная поддержка объектов HTML5.
  1. SunRav BookOffice - пакет программ для создания и чтения электронных книг или учебников. SunRav BookOffice состоит из двух программ: SunRav BookEditor и SunRav BookReader

SunRav BookEditor - инструмент для создания и редактирования электронных учебных пособий, справочников, методичек и другой компьютерной документации. SunRav BookReader – средство для просмотра электронных книг и учебников. С этой бесплатной программой можно распространять электронные книги на CD и DVD дисках, инсталлировать на компьютер пользователя какие-либо программы не требуется.

С помощью программы SunRav BookEditor можно создать: электронные книги, учебники и т.д., электронный словарь или энциклопедию, HTML документы, CHM документы, PDF документы (функция доступна в лицензии – SunRav BookOffice.PDF), документы в произвольном формате (с помощью шаблонов). Программа позволяет компилировать книги в EXE файлы.

  1. Tabulapro.ru — российский текстовый кроссплатформенный редактор, с возможностью создания и подготовки электронных учебников и курсов. Ресурс представляет услуги по созданию электронных курсов и учебников на базе имеющихся у заказчика электронных материалов при помощи линейки продуктов Tabula. Запуск возможен на любой платформе: десктопной (Windows, Linux, etc.) или мобильной (Android, iOs, etc.). Доступны такие специальные возможности как древовидность структуры документа, добавление элементов самоконтроля, а также сценарное поведение, которое индивидуально будет контролировать поведение обучающегося.
  2. Портал IBM WebSphere Portal Server – веб-инструмент, предоставляющий обучаемым, обучающим и администраторам образования интегрированный и персонифицированный доступ к региональной научно-образовательной информации и приложениям, а также унифицированное рабочее пространство для коллективной работы. Предоставляет способ организации доступа пользователей к Web-приложениям и ресурсам. Портал можно использовать в качестве единой точки доступа к информации. Пользователь сможет персонализировать необходимую информацию в соответствии с конкретными потребностями, самостоятельно управлять и организовывать ресурсы.
  3. Онлайн-сервисы для создания мобильных приложений, которые позволяют создавать электронные образовательные приложения - iBuildApp, Bizness Apps, GoodBarber, AppsBuilder, My-Apps, Microsoft Azure, ko-su.com.

Особенности:

  • Визуальное форматирование.
  • Большой выбор шаблонов.
  • Использование мультимедиа.
  • Публикация на несколько платформ, размещение в магазинах приложений.
  • Ориентированность на бизнес-приложения.

Разработка электронных курсов позволяют передавать знания студентам с максимальной эффективностью, а также раскрывает ряд преимуществ электронного обучения:

  • Создание единой базы знаний – появляется возможность быстрого доступа к накопленным в  учебном заведении знаниям, обмен информацией между другими национальными и международными учебными заведениями (в том числе на коммерческой основе). Возможность подобного обмена делает интеллектуальный капитал учебного заведения более актуальным и эффективным.
  • Быстрое и удобное обновление – появляется возможность своевременного обновления с наименьшими финансовыми и временными затратами. Быстрое обновление и изменение учебных модулей позволяет адаптировать материал в соответствии с уровнем знаний конкретного слушателя.
  • Возможность повторного использования – при использовании одинаковых учебных материалах  в разных дисциплинах появляется возможность использования ранее использованных модулей во вновь разрабатываемом материале.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  3. http://sunrav.ru/bookoffice.html - официальный сайт пакета программ для создания книг и учебников SunRav BookOffice.
  4. http://tabulapro.ru - российский текстовый кроссплатформенный редактор, с возможностью создания и подготовки электронных учебников и курсов.
Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1099 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика