Воскресенье, 19.05.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Современные инновационные технологии в среднем профессиональном образовании

УДК. 377.112.4

 

Современные инновационные технологии в среднем профессиональном образовании

 

О.В. Деев, преподаватель,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,

e-mail: olegdee@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен процесс модернизации среднего профессионального образования по средством внедрения современных инновационных технологий. Приведены критерии инновационного подхода. Рассмотрены характерные информационные технологии, их роль и место в процессе обучения.

         Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России происходит модернизация образовательной системы, связанная с адаптацией к требованиям современного мирового образовательного пространства.

На сегодняшний день в образовании провозглашен принцип вариативности, который позволяет педагогическим коллективам учебных заведений применять в своей деятельности различные методики, включая авторские.

         В этих условиях преподавателю необходимо в своей деятельности опираться на уже известный арсенал российского педагогического опыта. Для того, чтобы стать педагогически грамотным специалистом необходимо изучить обширный спектр образовательных технологий и уметь применять новые инновационные методы подготовки обучающихся.

         Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Селевко, 1998). Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационного подхода в среднем профессиональном образовании:

         1. инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез, применимых к педагогическому процессу;

         2. альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных;

         3. концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований;

         4. системность и комплексность учебно-воспитательного процесса;

         5. социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей образовательного учреждения социальному заказу;

         6. наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской методики.

         В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

         1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

         Внедрение ИКТ позволяет интегрировать различные предметные области с информатикой, что ведет к пониманию обучающимися процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации в среднем профессиональном образовании: от освоения начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении профессиональных дисциплин. В результате этого появляются новые информационные технологии, а выпускники имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в образовательный процесс информационных технологий и ИКТ. Опыт применения ИКТ в образовательном учреждении показал, что:

         а) информационная среда открытого типа, включающая формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию обучающихся к изучению профессиональных дисциплин;

         б) информатизация обучения привлекательна для обучающегося в том, что снимается психологическое напряжение путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету дисциплинам;

         в) информатизация привлекательна для преподавателя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру.

         2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании.

         Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность обучающегося в этой технологии субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.

         3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.

         Применение такой технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого обучающегося в отдельности, группы, потока, образовательного учреждения в целом.

         4. Мониторинг интеллектуального развития.

         Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

         5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного обучающегося.

         Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театрах, центрах детского творчества и др.

         6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса.     Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

         7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

         Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

         Таким образом, опыт современного среднего профессионального образования располагает широчайшим арсеналом педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

 

список литературы

1. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / М. В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с.

2. Советский энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 с.

3. Приказ №137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/m137.html

4. Материал с официального сайта международной выставки «ОБРАЗОВАНИЕ и КАРЬЕРА XXI век» http://www.ec.znanie.info/rus/terms.html?unt=188

5. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) http://bse.sci-lib.com/article076027.html

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1867 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика