Воскресенье, 19.05.2024, 18:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Системный подход к организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации фгос спо

УДК. 377.112.4

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

 

Т.В. Епишина, преподаватель,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,

e-mail: ttiana1602@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается системный подход к организации самостоятельной работы студентов, ее значимость в условиях реализации компетентностного подхода, проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в ходе ее организации и возможные пути их разрешения.

С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Образовательные организации при разработке образовательных программ обязаны обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенным управлением ее со стороны преподавателей, сопровождать ее методическим обеспечением и обоснованием времени на ее выполнение.

В настоящее время преподаватели сталкиваются эффективной реализации самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что недавние выпускники школ не владеют умениями самостоятельного познания. У них чаще всего смутные представления о культуре умственного труд, о принципах самообразования, о технике и видах работы с книгой, о правилах составления тезисов, конспектов, рефератов и других приемах самостоятельной познавательной деятельности. Вследствие этого у студентов наблюдается  низкая мотивация к учению: неумение учиться формирует нежелание учиться.

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрение новых информационно-образовательных технологий, обновление технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений. В связи с этим перед учебными заведениями возникает проблема эффективности организации и развития системы самостоятельной работы студентов.

Качественно изменяется часть работы преподавателя, которая находит отражение в их индивидуальных планах, в части учебной и учебно-методической работы.

Самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя. Но по их заданию.

Основная задача преподавателя – отбор содержания работ, целевая их установка, контроль выполнения, определение времени для работы, предоставления при необходимости помощи, определение вида самостоятельной и организационно-методических форм ее проведения; задача обучающегося – проявить в той или иной мере самостоятельность при решении поставленных задач.

Анализ и обобщение современных практик организации самостоятельной работы свидетельствует о многообразии видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

В учебном процессе выделяется 2 вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Формами аудиторной самостоятельной работы в условиях реализации компетентностного подхода являются активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, тренинги и др. формы).

Формами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;

- подготовка рефератов, докладов, презентаций;

- составление кроссвордов, схем;

- составление шаблонов документов;

- заполнение рабочей тетради;

- написание эссе, курсовых работ;

- составление резюме;

- оформление договоров и др.

Среди многообразия форм самостоятельной работы следует выделить научно-исследовательскую и проектную деятельности как наиболее эффективные для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности обучающихся. Именно научно-исследовательская деятельность позволяет сформировать такие качества личности как творческая самостоятельность, критичность, независимость суждений, самостоятельность и системность мышления, способность к самоконтролю, которые требуются от выпускника профессионального учебного заведения с первых дней работы.

Планирование самостоятельной деятельности студентов осуществляется на уровне проектирования учебно-познавательных и практических заданий. Это наиболее трудоемкий процесс.

В  рамках  компетентностной  модели  образования  задания  на  самостоятельную  работу должны носить деятельностный характер.

Зачастую в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей  можно обнаружить такие формулировки самостоятельной работы как: 

- систематическая  проработка  конспектов  занятий,  учебной  и  специальной литературы;

-  подготовка к лабораторным и практическим работам;

- оформление отчетов и подготовка к их защите;

- работа над курсовым проектом.

Данные  виды  самостоятельной работы  сформулированы  не  диагностично,  не  связаны  с  каким-либо образовательным  результатом,  который  можно  оценить, они  указывают  на процессы, а не на результаты.

Более целесообразно при планировании самостоятельной работы указывать не виды, а примерную ее тематику, например:

-  обоснуйте  на  примерах,  общую  и  профессиональную  культуру  современного руководителя, сущность, значение;

- оформление трудового договора;

-  выполнение планировки производственного участка;

- разработка  комплекса  мероприятий  по  снижению  себестоимости продукции;

- составление и оформление бухгалтерской отчетности и т.п.

Обучающимся в качестве домашнего задания предлагается  не  просто прочитать  и пересказать  учебный материал. Целесообразно,  предложив новое  учебное  содержание  как  исходный  материал,  дать  задание  переработать, трансформировать  его  в  определенного  рода  продукт  с  помощью  тех  или  иных  средств  и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные умения.

При  составлении  фонда  заданий  можно  воспользоваться  «Конструктором  учебно-познавательных заданий» (таблица 1).

 

Таблица 1 – Конструктор познавательных заданий для самостоятельной работы

Ознакоми-тельный

Репродуктивный

Продуктивный

Знакомство

Понима-ние

Примене-ние

Анализ

Синтез

Оценка

Назовите

основные части…

Объясни-те

причины того,

что…

Изобразите

информацию о … графически

Раскройте

особенности…

 

Предложи-те

новый (иной)

вариант…

Ранжируйте … и

обоснуйте…

Сгруппи-руйте 

вместе все…

Обрис-уйте в

общих чертах

шаги,

необхо-димые для

того, чтобы….

Предложите

способ,

позволя-ющий…

Проанализи-руйте структуру…

с точки

зрения…

Разрабо-тайте

план,

позволяя-ющий

(препят-ствую-

щий)…

Определ-ите, какое из

решений

оптим-ально для …. с

точки зрения

Составьте список

понятий, 

касающих-ся …

Покажите связи,

которые на ваш

взгляд,

существу-ют

между… и …

Сделайте эскиз

рисунка

(схемы),

который

показывает …

Составьте

перечень

основных

свойств…,

характери-зующих … с точки

зрения….

Найдите

необычный

способ,

позволяя-ющий

Оцените

Значи-мость для ….

Располо-жите в

опреде-ленном 

порядке….

Построй-те

прогноз

развития…..

Сравните … и ….., а затем

обоснуйте ….

Постройте

классифика-цию … на

основании …

Придумай-те игру,

которая….

Опреде-лите

возмож-ные

критерии

оценки …

Изложите в

форме текста 

(реферата)…

Проком-менти-руйте положе-ние о том

что ….

Проведите

экспери-мент,

подтвержда-ющий, что…

Найдите в

тексте (модели,

схеме и т.п.) то,

что …

Предложи-те

новую (свою)

классифи-кацию …

Выскаж-ите

крити-ческие

суждения

о …

Вспомните 

и напишите…

Изложите иначе

(перефор-мулируй

те) идею о том,

что 

Проведите

презента-цию…

Сравните точки

зрения … и …

на ….

Опишите

возможный

(наиболее

вероятный)

сценарий

развития …

Оцените

возмож-ности для ….

Прочитайте 

самостоя-тельно ….

Приведи-те пример

того, что (как, где)

Рассчитайте на

основании

данных о …

Выявите

принципы,

лежащие в

основе …

Изложите в

форме … свое

мнение

(понима-ние)…

Проведи-те

Экспер-тизу

Состоя-ния…

 

Как  убедительно  доказано  в  психолого-педагогических  исследованиях,  наибольшую дидактическую ценность имеют учебно-познавательные задания:

-  с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интервьюирования и т.д.;

-  с  избыточными  условиями,  в  которых  (как  и  в  реальной  жизни)  много  ненужной информации, и требуется отделить значимую информацию от «шума»  (выбрать только то, что нужно для выполнения задания);

-  с  несколькими  вариантами  решения  (оптимальный  вариант  выбирается  по  заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию / критерию).

Контроль  результатов  внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся  осуществляется  на  семинарских,  практических,  лабораторных  занятиях  по профессиональному модулю,  учебной дисциплине или в специально отведенное время  (зачет, экзамен). Одним  из  инструментов  оценивания  и  учета  продуктов  самостоятельной  деятельности обучающихся  является  формирование  «портфолио». 

Таким образом, самостоятельная работа органично вживается в учебный процесс, повышается эффективность образовательной деятельности, происходит ориентация студентов на самооценку и самокоррекцию профессионального становления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 102-104.

2.  Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения выси средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.ун-та, 2012. – № 1 (39). – С. 112-125.

3.  Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогическо образования [Текст]: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорск преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1695 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика