УДК. 377.112.4
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Т.В. Епишина, преподаватель,
Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,
e-mail: ttiana1602@rambler.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается системный подход к организации самостоятельной работы студентов, ее значимость в условиях реализации компетентностного подхода, проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в ходе ее организации и возможные пути их разрешения.
С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Образовательные организации при разработке образовательных программ обязаны обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенным управлением ее со стороны преподавателей, сопровождать ее методическим обеспечением и обоснованием времени на ее выполнение.
В настоящее время преподаватели сталкиваются эффективной реализации самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что недавние выпускники школ не владеют умениями самостоятельного познания. У них чаще всего смутные представления о культуре умственного труд, о принципах самообразования, о технике и видах работы с книгой, о правилах составления тезисов, конспектов, рефератов и других приемах самостоятельной познавательной деятельности. Вследствие этого у студентов наблюдается низкая мотивация к учению: неумение учиться формирует нежелание учиться.
Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрение новых информационно-образовательных технологий, обновление технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений. В связи с этим перед учебными заведениями возникает проблема эффективности организации и развития системы самостоятельной работы студентов.
Качественно изменяется часть работы преподавателя, которая находит отражение в их индивидуальных планах, в части учебной и учебно-методической работы.
Самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя. Но по их заданию.
Основная задача преподавателя – отбор содержания работ, целевая их установка, контроль выполнения, определение времени для работы, предоставления при необходимости помощи, определение вида самостоятельной и организационно-методических форм ее проведения; задача обучающегося – проявить в той или иной мере самостоятельность при решении поставленных задач.
Анализ и обобщение современных практик организации самостоятельной работы свидетельствует о многообразии видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.
В учебном процессе выделяется 2 вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Формами аудиторной самостоятельной работы в условиях реализации компетентностного подхода являются активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, тренинги и др. формы).
Формами внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;
- подготовка рефератов, докладов, презентаций;
- составление кроссвордов, схем;
- составление шаблонов документов;
- заполнение рабочей тетради;
- написание эссе, курсовых работ;
- составление резюме;
- оформление договоров и др.
Среди многообразия форм самостоятельной работы следует выделить научно-исследовательскую и проектную деятельности как наиболее эффективные для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности обучающихся. Именно научно-исследовательская деятельность позволяет сформировать такие качества личности как творческая самостоятельность, критичность, независимость суждений, самостоятельность и системность мышления, способность к самоконтролю, которые требуются от выпускника профессионального учебного заведения с первых дней работы.
Планирование самостоятельной деятельности студентов осуществляется на уровне проектирования учебно-познавательных и практических заданий. Это наиболее трудоемкий процесс.
В рамках компетентностной модели образования задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер.
Зачастую в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей можно обнаружить такие формулировки самостоятельной работы как:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;
- подготовка к лабораторным и практическим работам;
- оформление отчетов и подготовка к их защите;
- работа над курсовым проектом.
Данные виды самостоятельной работы сформулированы не диагностично, не связаны с каким-либо образовательным результатом, который можно оценить, они указывают на процессы, а не на результаты.
Более целесообразно при планировании самостоятельной работы указывать не виды, а примерную ее тематику, например:
- обоснуйте на примерах, общую и профессиональную культуру современного руководителя, сущность, значение;
- оформление трудового договора;
- выполнение планировки производственного участка;
- разработка комплекса мероприятий по снижению себестоимости продукции;
- составление и оформление бухгалтерской отчетности и т.п.
Обучающимся в качестве домашнего задания предлагается не просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать, трансформировать его в определенного рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные умения.
При составлении фонда заданий можно воспользоваться «Конструктором учебно-познавательных заданий» (таблица 1).
Таблица 1 – Конструктор познавательных заданий для самостоятельной работы
Ознакоми-тельный
|
Репродуктивный
|
Продуктивный
|
Знакомство
|
Понима-ние
|
Примене-ние
|
Анализ
|
Синтез
|
Оценка
|
Назовите
основные части…
|
Объясни-те
причины того,
что…
|
Изобразите
информацию о … графически
|
Раскройте
особенности…
|
Предложи-те
новый (иной)
вариант…
|
Ранжируйте … и
обоснуйте…
|
Сгруппи-руйте
вместе все…
|
Обрис-уйте в
общих чертах
шаги,
необхо-димые для
того, чтобы….
|
Предложите
способ,
позволя-ющий…
|
Проанализи-руйте структуру…
с точки
зрения…
|
Разрабо-тайте
план,
позволяя-ющий
(препят-ствую-
щий)…
|
Определ-ите, какое из
решений
оптим-ально для …. с
точки зрения
|
Составьте список
понятий,
касающих-ся …
|
Покажите связи,
которые на ваш
взгляд,
существу-ют
между… и …
|
Сделайте эскиз
рисунка
(схемы),
который
показывает …
|
Составьте
перечень
основных
свойств…,
характери-зующих … с точки
зрения….
|
Найдите
необычный
способ,
позволяя-ющий
…
|
Оцените
Значи-мость для ….
|
Располо-жите в
опреде-ленном
порядке….
|
Построй-те
прогноз
развития…..
|
Сравните … и ….., а затем
обоснуйте ….
|
Постройте
классифика-цию … на
основании …
|
Придумай-те игру,
которая….
|
Опреде-лите
возмож-ные
критерии
оценки …
|
Изложите в
форме текста
(реферата)…
|
Проком-менти-руйте положе-ние о том
что ….
|
Проведите
экспери-мент,
подтвержда-ющий, что…
|
Найдите в
тексте (модели,
схеме и т.п.) то,
что …
|
Предложи-те
новую (свою)
классифи-кацию …
|
Выскаж-ите
крити-ческие
суждения
о …
|
Вспомните
и напишите…
|
Изложите иначе
(перефор-мулируй
те) идею о том,
что
|
Проведите
презента-цию…
|
Сравните точки
зрения … и …
на ….
|
Опишите
возможный
(наиболее
вероятный)
сценарий
развития …
|
Оцените
возмож-ности для ….
|
Прочитайте
самостоя-тельно ….
|
Приведи-те пример
того, что (как, где)
…
|
Рассчитайте на
основании
данных о …
|
Выявите
принципы,
лежащие в
основе …
|
Изложите в
форме … свое
мнение
(понима-ние)…
|
Проведи-те
Экспер-тизу
Состоя-ния…
|
Как убедительно доказано в психолого-педагогических исследованиях, наибольшую дидактическую ценность имеют учебно-познавательные задания:
- с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интервьюирования и т.д.;
- с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни) много ненужной информации, и требуется отделить значимую информацию от «шума» (выбрать только то, что нужно для выполнения задания);
- с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию / критерию).
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся осуществляется на семинарских, практических, лабораторных занятиях по профессиональному модулю, учебной дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен). Одним из инструментов оценивания и учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся является формирование «портфолио».
Таким образом, самостоятельная работа органично вживается в учебный процесс, повышается эффективность образовательной деятельности, происходит ориентация студентов на самооценку и самокоррекцию профессионального становления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 102-104.
2. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения выси средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.ун-та, 2012. – № 1 (39). – С. 112-125.
3. Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогическо образования [Текст]: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорск преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с. |