Понедельник, 20.05.2024, 00:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Самостоятельная работа студентов – активный способ приобретения знаний на технических специальностях ФСПО

УДК 373.С67

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – АКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ НА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ ФСПО

 

Т.А.Ноздрачева,  Ю.К.Сотников, преподаватели,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г.Орел,

e-mail: tan9102031739@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены различные способы организации самостоятельной работы студентов, как активной формы приобретения знаний при изучении технических дисциплин.

Одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности. Самостоятельная работа студента (СРС) – это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

В результате самостоятельной работы студент должен научиться осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, использовать основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы развивать в дальнейшем умение непрерывно повышать свою квалификацию.

При изучении технических  дисциплин «Электронная техника», «Автоматика», междисциплинарному курсу МДК 04.02, модулю ПМ06 организация СРС представляет единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

2.Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа, научно – практическая.

Формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными:

- подготовка к лекциям, практическим и лабораторным занятиям;

- изучение в рамках программы курса тем, не выносимых на лекции и подготовка по ним презентаций;

- выполнение контрольных работ;

- написание тематических докладов, рефератов на проблемные темы и подготовка по ним презентаций;

- участие студентов в составлении тестов;

- выполнение исследовательских и творческих заданий;

- создание наглядных пособий по изучаемым темам.

Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических занятий по  преподаваемым дисциплинам и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса контролируется усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов. На практических занятиях 50% времени отводится на самостоятельную работу студентов. Организации практического занятия проводится по следующей схеме:

1. Вступительное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

2. Фронтальный опрос, позволяющий выявить готовность студентов к занятию.

3. Выполнение 1-2 заданий у доски (возможно коллективное обсуждение).

4. Самостоятельное выполнение заданий.

5. Обсуждение выполненных заданий (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения практических занятий имеются задания для самостоятельного решения, причем они дифференцированы по степени сложности.

Активность работы студентов на практических занятиях по дисциплине «Электронная техника» усилена введением элементов СРС, в результате чего студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задания для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задания студент получает общие методические указания (общий порядок решения, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Такая форма СРС способствует  более глубокому усвоению изучаемого материала,  изменению отношения студентов к конспектированию лекций, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в выполнении задания. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Другая форма СРС на практических занятиях по дисциплине «Автоматика»  и по МДК04.02 заключается в самостоятельном изучении схем, используя поисковый метод познания. Комплект схем выдается  каждому учащемуся вместе с заданием и контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия. Схемы подобраны так, чтобы их сложность возрастала. Вначале рассматриваются типичные блоки, а затем блоки в которых есть неожиданные схемные решения. Для проведения занятия группу разбивают на подгруппы по два студента. Наиболее удачным является сочетание хорошо подготовленного и плохо подготовленного учащихся или двух хорошо подготовленных учащихся. Задачи первого из этой пары рассмотрение всей или части схемы. Он последовательно рассматривает ее элементы в направлении слева направо. После рассмотрения очередного узла схемы преподаватель прерывает первого и включает в работу второго участника поиска. Его мнение может быть сходным или альтернативным. Коллективным арбитром в этой дискуссии является группа. Периодически преподаватель для активизации внимания может переключить группу на повторение пройденных ранее  традиционной методикой основ работы устройства, что позволяет получить четкое знание этих основополагающих вопросов. Таким образом на занятии создается обстановка творческого активного поиска.

На практических занятиях, по преподаваемым дисциплинам, используются различные формы СРС, которые позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На кафедре «ТМАЭ» ФСПО ТИ ПГУ ведется целенаправленная работа по привлечению студентов к занятиям НИРС.

Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской работе. Эта работа способствует более глубокому за­креплению теоретических знаний, получаемых студента­ми при изучении дисциплин учебного плана, развивает по­вышенную требовательность к себе, аккуратность, точность в выполнении заданий и научную активность, расширяя тем самым возможность получения конкретных навыков исследовательского характера уже в стенах ФСПО. Для более раннего привлечения и участия  студентов к научно-исследовательской работе ежегодно проводится анкетирование учащихся второго курса, выявляется круг их потенциальных возможностей и интересов, а затем в течение учебного года проводится индивидуальная работа с каждым студентом, изъявившим желание заниматься посильным ему видом технического  творчества.

На начальном этапе обучения превалирует одна из форм учебно-исследовательской работы студентов — рефераты и мини-исследования. Они становятся важным средством организации самостоятельной работы студентов, углубленного изучения дополнительной

информации по изучаемым дисциплинам. Так при изучении раздела «Автоматические элементы автоматики», студенты самостоятельно  выбирает тему, не выносимую на лекцию, пишут мини-реферат и  готовят презентацию по выбранной теме. В своем выступлении учащийся знакомит товарищей с отечественными современными приборами  систем автоматики, раскрывает принцип работы, проводит анализ существующих аналогов и отражает возможности его практического применения в САУ. Приобщение к будущей профессии на начальном этапе обучения, в итоге приобретает творческий характер и стимулирует креативную индивидуальность студентов.

Другая эффективная форма НИРС  — проведение научно-практической конференции студентов ФСПО, на которой наиболее яркие работы заслушиваются  и обсуждаются. Доклад Сезонова Ю. «Экономичный терморегулятор» был представлен им на конференции «Современные тенденции технических наук» в стенах СПО, а затем на IV Международной научно-практической конференции, г.Мценск, где его работа была отмечена почетной грамотой и заняла  второе место.

Третьей формой НИРС помимо рефератов и докладов является  активное участие студентов в ежегодной выставке технического творчества на ФСПО ТИ ПГУ

В своей работе, используем мотивирующие факторы контроля знаний - поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности. Например, за практическую работу, сданную раньше срока, повышаем оценку, а в противном случае ее снижаем. Участие в научно- исследовательских и научно-практических работах способствует  повышению оценки  по изучаемому курсу или дисциплине.

Таким образом, в процессе выполнения учебных и научно-исследовательских работ, будущие специалисты совершенствуют свои знания в определенной области науки, учатся самостоятельно добывать их и применять при решении конкретных профессионально ориенти­рованных задач.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 102-104.

2.  Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения выси средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.ун-та, 2012. – № 1 (39). – С. 112-125.

3.  Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогическо образования [Текст]: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорск преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика