Воскресенье, 19.05.2024, 21:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Профессиональная подготовка рабочих кадров для инновационной экономики и промышленности в Карачевском филиале ПГУ – пять слагаемых успеха

УДК 658.018

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАРАЧЕВСКОМ ФИЛИАЛЕ ПРИОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА – ПЯТЬ СЛАГАЕМЫХ УСПЕХА

Н.И. Фельдман, канд.пед.наук,

В.В. Марков, канд.техн.наук, доцент,

Карачевский филиал ПГУ, г. Карачев,

e-mail: pms35vm@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подготовки рабочих кадров для экономики и промышленности России в условиях реформирования нормативной основы образовательной и промышленной деятельности. Рассмотрены достижения Карачевского филиала Приокского государственного университета имени в сфере профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Предложен подход к созданию системы непрерывного профессионального образования, учитывающего федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, международные профессиональные компетенции. Обоснована необходимость широкого внедрения в практику деятельности образовательных учреждений концепции и критериев профессиональных олимпиад «WorldSkills». Сделано заключение о целесообразности развития обучения специалистов высшего образования по программам прикладного бакалавриата.

 

Актуальные проблемы подготовки рабочих кадров

Профессиональная подготовка рабочих кадров для инновационной экономики и промышленности России – одна из самых сложных из современных задач отечественного профессионального образования.

В период развития отечественной экономики и промышленности в нашей стране была создана многоуровневая система подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая не уступала одной из самых совершенных мировых систем профессионального образования – английской. При этом советская система выгодно отличалась от неё наличием не только узкопрофессиональной подготовки, но и развитой системой базового академического образования.

В настоящее время советская система утратила почти все опорные точки подготовки рабочих: профессиональное обучение сильно сократилось в школах, исчезли учебно-производственные комбинаты, контингент ПТУ и техникумов пополняется по остаточному принципу, вузы увлеклись виртуальными учебными курсами, оторванными от проблем реального производства.

А производство, уцелевшее за период с 1985 по 2015 годы, обновилось: появились новое оборудование, передовые технологии, современные материалы. Требования к рабочим кадрам стали более жёсткими, а возможностей для их подготовки стало меньше. Причём не только в образовательных учреждениях, но и на самих предприятиях, которые сейчас не в состоянии обеспечить полноценную практику и квалифицированных рабочих-наставников – их просто не осталось.

Эти объективные причины делают проблему подготовки рабочих кадров настольно актуальной, что для её решения необходимо привлечение самых широких слоёв российского общества.

 

Подготовка рабочих кадров в условиях университетского комплекса

Одним из путей решения глобальной проблемы подготовки рабочих кадров является внедрение учреждений среднего и начального профессионального образования в структуру университетов, имеющих мощную научную и учебно-методическую базу. Примером такого слияния высшего, среднего и начального образования является образовательное пространство Приокского государственного университета (ПГУ) – одного из крупных вузов Центральной России.

Более 20 лет назад учёными Орловского государственного технического университета была разработана модель развития профессионального образования, основанная на интеграции образовательного процесса, научных исследований и производственной работы. Эта модель была осуществлена в виде университетского учебно-научно-производственного комплекса – УНПК [1].

В университетском комплексе сочетаются: получение новых знаний, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. На их основе создаются условия для подготовки технических специалистов, готовых к работе на предприятиях реального сектора экономики. С целью предоставления возможности молодёжи Брянской и Орловской областей получать качественное профессиональное образование без выезда на обучение в областные центры, в городах Карачев, Ливны и Мценск были открыты филиалы университета. География расположения филиалов интересна: все они расположены почти на одинаковых расстояниях от головного вуза, но в противоположных направлениях. Такая схема расположения филиалов вокруг базового университета обеспечивает широкий спектр доступных образовательных услуг [1].

 

Подготовка рабочих кадров в Карачевском филиале ПГУ

Хорошим примером профессиональной подготовки рабочих кадров может служить деятельность Карачевского филиала ПГУ. Он основан в 2001 году, и за 14 лет работы приобрёл в своём регионе статус эффективного и быстро развивающегося образовательного учреждения. Филиал реализует образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования, делая особый акцент на подготовке рабочих и технических специалистов среднего звена для предприятий Центральной России [2].

Филиал успешно сотрудничает с предприятиями государственных корпораций: Ростехнологии, Роснано, Алмаз-Антей ПВО, Роскосмос, с крупнейшим предприятием Брянской области – Брянский машиностроительный завод, а также международной корпорацией станкостроения – компанией Металл-Мастер, предприятия которой расположены в России, Германии, Польше, Белоруссии, Китае. Сотрудничество проявляется в сфере подготовки специалистов, в выполнении договорных работ по оказанию научно-технических услуг, хоздоговорных научно-исследовательских работ и повышении квалификации инженерно-технических работников по Президентской программе подготовки кадров для предприятий машиностроения и приборостроения.

В ожидании перехода российской экономики и промышленности на профессиональные стандарты, в Карачевском филиале ПГУ началась работа по адаптации образовательных программ к требованиям профессиональных стандартов. Эта работа проводится в направлении сопоставления пяти компонентов: компетенций ФГОС, типовой основной образовательной программы Учебно-методического объединения (УМО) по каждой из специальностей, специальных компетенций от работодателей, трудовых функций профессионального стандарта и критериев международных профессиональных компетенций.

 

Учёт критериев профессиональных олимпиад «WorldSkills»

Одним из направлений развития практических навыков выпускников с рабочими профессиями является использование концепции и критериев международных профессиональных олимпиад «WorldSkills».

Анализ компетенций этих олимпиад подтверждает их соответствие ФГОС и профессиональным стандартам, а структура критериев и атмосфера соревнования способствует развитию у студентов профессиональных навыков и формированию профессиональных компетенций, соответствующих профилям их специальностей.

В Карачевском филиале ПГУ критерии «WorldSkills» изучаются с целью использования их структуры при организации практических занятий, лабораторных работ и, прежде всего, профессионального обучения. С декабря 2014 года в филиале проводится профессиональная олимпиада «Трудовой старт», в которой использованы элементы «WorldSkills», а именно:

1) компетенции (профессии), по которым проводятся международные соревнования (например, станочник широкого профиля, кондитер, техник по компьютерным сетям, предприниматель, бухгалтер);

2) типовые задания «WorldSkills» по каждой из компетенций;

3) методика оценивания результатов выполнения заданий, предусматривающая разбиение задания на операции, оценку качества и времени выполнения каждой операции;

4) максимальная суммарная оценка конкурсного задания по всем этапам и элементам составляет 100 баллов.

Профессиональные олимпиады «WorldSkills» – это одно из самых интересных и перспективных направлений развития профессиональных навыков студентов. Они прекрасно сочетаются с научно-техническими международными олимпиадами, которые также способствуют повышению качества профессионального образования и ориентируют его на практическое освоение компетенций ФГОС. В частности, студенты Карачевского филиала Приокского государственного университета регулярно участвуют в подобных олимпиадах по четырём приоритетным направлениями: механика (республика Беларусь, г. Гомель), САПР (г. Москва), технология приборостроения (г. Санкт-Петербург, ИТМО), управление качеством (г. Курск, ЮЗГУ).

Перспективы реализации программ прикладного бакалавриата

Перспективным направлением развития системы подготовки кадров является так называемый «прикладной бакалавриат». Машиностроительные предприятия промышленно развитых областей Центральной России (Калужская, Московская области и т.д.) испытывают недостаток технических работников. Концепция прикладного бакалавриата позволяет оставить высшее образование по-прежнему доступным и создать условия для широкомасштабной подготовки рабочих кадров в университетах. Учебный план прикладного баклавриата, помимо традиционных для системы высшего образования учебных занятий, содержит целый ряд профессиональных модулей, наличие которых позволяет студентам получать рабочие профессии на каждом курсе обучения. Поэтому к моменту получения диплома бакалавра, каждый выпускник будет иметь рабочую профессию, что упростит ему задачу трудоустройства. По сути, прикладной бакалавриат – это альтернатива уже существующей системе непрерывного профессионального образования «училище-техникум-университет».

Внедрение и развитие системы прикладного бакалавриата – это одно их перспективных направлений развития системы многоуровневого профессионального образования, позволяющего ускорить процесс подготовки рабочих и инженерно-технических кадров и насытить рынок труда специалистами с востребованными рабочими профессиями без ущерба для системы высшего профессионального образования Российской Федерации.

 

Выводы

Подводя итоги обзора направлений развития профессионального образования, необходимо отметить «пять слагаемых успеха» в сложном деле подготовки рабочих кадров: учёт компетенций ФГОС, типовой ООП УМО, трудовых функций профессионального стандарта, критериев профессиональных олимпиад и, что принципиально важно, – концепции прикладного бакалавриата.

Наличие направлений прикладного бакалавриата в образовательном учреждении, реализующего программы начального и среднего профессионального образования, открывает для него возможностей подготовки наиболее востребованных специалистов реального производства – технических работников, ориентированных на инженерное сопровождение рабочих профессий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Голенков, В.А. Подготовка рабочих кадров для предприятий отраслей машиностроения в условиях университетского учебно-научно - производственного комплекса / В.А. Голенков, В.В. Светкин // Эффективность и качество в машиностроении и приборостроении [Текст]: материалы второй международной научно-технической конференции. – Карачев, 23-25 сентября 2011 г. – Орёл: Госуниверситет – УНПК, 2011. – С. 4-7.

2 Фельдман, Н.И. Взаимовыгодный союз образования, науки, производства [Текст] / Н.И. Фельдман // Аккредитация в образовании. – 2011. – № 50. – С. 70-71.

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 596 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика