УДК 372.8
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ
Г.И. Волченкова преподаватель,
Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны
Аннотация. Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Оно обращено и к профессионалам системы образования.
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность.
Требования, диктуемые современным развитием общества и научно-техническим прогрессом, состоят в том, что подготовка специалиста должна соответствовать уровню реальных потребностей общества. Вполне закономерным процессом, отражающим требование времени, в современном мире является наметившийся поворот к большей конкретизации, профессионализации образования, к его более тесной увязке с нуждами специальных наук и производства, к большей экономической эффективности образования, в том числе и инженерного.
Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.
Проектирование, изготовление и эксплуатация машин, механизмов, а также современных зданий и сооружений связаны с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Решение этих задач – обеспечить будущих специалистов знаниями общих методов: построения и чтения чертежей; решения большого числа разнообразных инженерно- геометрических задач, возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических и других объектов.
Применение инновационных технологий в инженерной графике позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой ГОС СПС, современными требованиями производства и требованием профессионально выбранной специальности.
В настоящее время большинство учебных заведений стремится модернизировать систему образования на основе широко использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения. Какие бы методы не применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент заявит о себе как субъект учебной деятельности.
«Инженерная графика» - один из немногих предметов, где перед студентами целенаправленно ставятся задачи, требующие использования наглядно-образного мышления. Огромный круг проблем наиболее оптимально решается именно в образной форме, не требующей перекодирования исходной информации. Кроме того, наглядно-образное мышление включает в себя универсальные элементы для развития различных видов мышления. Инженерная графика имеет большое значение для формирования логического, абстрактного и пространственного мышления студентов в процессе оперирования пространственными образами плоских и объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным содержанием.
За всю историю своего существования человечество придумало всего несколько способов изображения реальных объектов на плоскости. Так архитекторы и художники, которым нужна наглядность, используют для этого тени и перспективу, геологи и географы – числовые отметки, а инженеры и строители всю информацию об объектах закладывают в чертежи, позволяющие точно передать форму и размеры. Знакомство с основными графическими способами хранения и передачи информации, изучение графического языка издревле является основой графической культуры человека, которая закладывается на занятиях инженерной графики.
Однако у многих инженерная графика ассоциируется с нудным, неинтересным построением непонятных линий, окружностей, углов. Что вызывало непонимание и неприязнь к предмету? Нужно разобраться, исправить ошибки, но не отменять инженерную графику как предмет. Тем более сейчас, когда специальные компьютерные программы по инженерной графики открывают широкие просторы для творчества и создания, сводят к минимуму рутинную работу.
Преподаватель должен научить студентов не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике, при этом уметь ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знаний, т. е. научить учиться.
Достаточно сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса
Чтобы сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы занятие развивало мыслительную активность студентов, познавательный интерес, необходимо использование интерактивных форм и методов обучения.
Решить поставленные перед собой задачи преподаватель может через применение активных форм и методов обучения, в том числе и через практические занятия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:РАЗРЕЗЫ: простые, сложные, местные.
Тип занятия: Практическое занятие
Цель занятия: Научиться выполнять чертеж детали с
применением разреза.
Межпредметные связи: Технологическая оснастка. Технология машиностроения.
Оснащение занятия: Плакаты, модели, чертежные инструменты, форматы, презентация.
Х О Д З А Н Я Т И Я:
1 Организация занятия
1.1 Вопросы непонятные по домашнему заданию.
1.2 Проверка домашнего задания.
2 Повторение изученного материала
2.1 Система расположения изображений. Основные виды. Как следует расположить деталь на главном виде.
2.2Местные виды. Чем может быть ограничен местный вид (линия отрыва и осью симметрии).
2.3 Дополнительные виды.
2.4 Сколько необходимо изображений для выполнения детали.
3 Изучение нового материала.( Показ слайдов)
3.1 Если деталь имеет отверстие, углубления и т.п. на видах мы все это показываем невидимыми линиями. Может быть этих линий очень много и прочитать чертеж будет трудно. Это можно избежать, применив условные изображения – разрезы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Условные изображения – разрезы
Разрезом называется изображение предмета, полученное при мысленном рассечении его одной или несколькими секущими плоскостями. При этом часть предмета, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью,мысленно удаляется, а на плоскости проекции изображается то, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней.
В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы делятся напростыеи сложные.
В зависимости от положения секущих плоскостей относительно горизонтальной плоскости проекций разрезы делятся на горизонтальные, вертикальные и наклонные.
Разрезы называются продольными, если секущие плоскости направлены вдоль длины или высоты предмета и поперечными, если секущие плоскости перпендикулярны длине или высоте предмета.
3.2 Простые разрезы – вертикальные и горизонтальные.
Вертикальным разрезом называется разрез, образованный секущей плоскостью, перпендикулярной горизонтальной плоскости проекций.
(Рисунок 1,2)
Рисунок 2 – Вертикальный разрез
Горизонтальными разрезами называются разреза, образованные секущими плоскостями, параллельными горизонтальной плоскости проекции. (Рисунок 3)
Рисунок 3 – Горизонтальный разрез
3.3 Обозначения разрезов
Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета в целом и разрез расположен в проекционной связи с видом и не разделен какими-либо другими изображениями, то при выполнении горизонтальных, фронтальных и профильных разрезов положение секущей плоскости на чертеже не отмечается и разрез надписью не сопровождается . ( Рисунок 1,2,3).
В остальных случаях положение секущей плоскости указывают на чертеже разомкнутой толстой линией и стрелками, указывающими направление взгляда, а над разрезом выполняется надпись
А-А , Б-Б, В-В.(рисунок4)
Рисунок 4 – Обозначение разреза
Если вид и разрез представляют собой симметричные фигуры (рисунок 263 стр.156 С.К.Боголюбов Инженерная графика) то можно соединить половина вида и половина разреза, разделяя их штрихпунктирной тонкой линией, являющей осью симметрии. Линия невидимого контура на соединяемых частях вида и разреза обычно не показываются.
При соединении симметричных частей вида и разреза, если с осью симметрии совпадает проекция какой-либо линии, например ребра (рисунок 264 а), то вид от разреза отделяется
сплошной волнистой линией, проводимой левее или правее оси симметрии.
3.6 Сложные разрезы – ступенчатые, ломанные.
Сложный разрез, образованный двумя и более секущими параллельными плоскостями, называют ступенчатыми (рисунок 5).
Рисунок 5 – Ступенчатый разрез
Ломанные разрезы – это разрезы, полученные при сечении предмета пересекающимися плоскостями (рисунок 6).
Рисунок 6 – Ломаный разрез
3.4 Наклонные разрезы.
Наклонные разрезы называют разрез плоскостью, которая составляет с горизонтальной плоскостью проекций угол, отличный от прямого (рисунок 7).
Рисунок 7 – Наклонный разрез
3.5 Местные разрезы.
Если требуется выполнить конструкцию изделия лишь в отдельно ограниченном месте, можно применить разрез, называемый местный (рисунок 8).
Линия ограничения – сплошной волнистой линией.
Рисунок 8 – Местный разрез
4 Закрепление новой темы.
На протяжении всех занятий, мы с Вами будем выполнять чертежи с применением разрезов. Сегодня для закрепления изученной темы выполним чертеж детали с применением разреза.
Каждому студенту необходимо правильно выбрать главный вид детали и применить разрез. (Студентам дается модель).
5 Подведение итогов работы на занятиях.
Оглашение оценок всем студентам и разбор ошибок.
По итогам работ можно сделать вывод :
Цель занятия достигнута , студенты справились с поставленной задачей.
Показ видео фильма о важности чертежа при изготовлении деталей и сварке.
6 Задание на дом стр. 153-161 С.К.Боголюбов, Инженерная графика и выполнить аксонометрию с вырезом передней четверти.
Рисунок 9 – Практическое занятие по теме «Разрезы»
Инженерная графика дает студентам умения и навыки, позволяющие излагать технические идеи с помощью чертежа, а также понимать по чертежу объекты машиностроения и принцип действия изображаемого технического изделия.
Основная цель дисциплины - выработка знаний и навыков, необходимых специалистам для выполнения и чтения технических чертежей, выполнения эскизов деталей, конструкторской и технической документации производства.
Инженерная графика - первая ступень обучения студентов, на которой изучают основные правила выполнения и оформления конструкторской документации.
Таким образом, полное овладение чертежом как средством выражения технической мысли и производственными документами, достигается в результате усвоения комплекса технических дисциплин соответствующего профиля, подкрепленного практикой самостоятельного выполнения курсового и дипломного проектирования.
Успешность деятельности специалиста в будущем определяется не только знаниями и умениями, но и степенью сформированности его профессиональных качеств. Для инженера - это, как правило, инженерно-техническая грамотность, творческий подход к выполняемой работе, развитое пространственное мышление, умение ориентироваться в конструкторской и технологической документации, использование возможностей компьютерной техники, готовность к постоянному самообразованию.
Достаточно сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса
Чтобы сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы занятие развивало мыслительную активность студентов, познавательный интерес, необходимо использование интерактивных форм и методов обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Боголюбов С. К. Инженерная графика./С.К. Боголюбов: – М.: Машиностроение, 2000.
2.Боголюбов С. К. Задачник по черчению. С.К. Боголюбов.: – М.: Машиностроение, 2014.
3.Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента./ И. Ковалевский.: Высшее образование в России № 1, 2000,- 114-115с.
4.Коджастирова, Г.М. Словарь по педагогике./ Г.М. Коджастирова, – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Изд. центр “МарТ”, 2005, – 448 с.
5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: “Академия”, 2005,- – 272 с.
6.Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: ИКЦ “МарТ”: - Ростов н/Д: изд. центр “МарТ”, 2006. – 336 с.
|